Теория литературы. Учебное пособие. Крошнева М.Е. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

10
Следовательно, отметим следующие взаимодополняющие законы
искусствазакон индивидуализации (оригинальности) и закон
генерализации (обобщенности).
Героями литературных произведений могут быть не только люди,
но и другие центральные образы, которые выражают собою внутреннее
духовное «я». С другой стороны, не все человеческие фигуры литературного
текса наделяются таким качеством, они могут играть роль внешних
обстоятельств, внутренней жизни, быть фоном развития некого события.
Таким образом, искусствовысшая творческая форма эстетических
отношений. Творчество художника выступает знаковой, текстопорождающей
деятельностью, удовлетворяющей эстетические потребности духовной жизни
человека и формирующей сферу эстетических отношений между людьми.
В основе своей искусство представляет собою коммуникативную
деятельность.
Указанное выше свойство позволяет рассматривать произведение
искусства
как высказывание о мире, понятое в качестве коммуникативного
события, или дискурса (от франц. discoursречь, разговор). В последние
десятилетия данный термин широко употребляется в качестве обозначения
жанровой и смысловой цельности текстуально-речевого оформления актов
сознания, ориентированных на другое сознание, на адресата. Утвердившийся
в XX в., интерес к этой стороне художественной деятельности
открыл еще
один закон искусствазакон адресованности.
Художественное целое всегда направляется к неизвестному адресату,
в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в
себе. При этом внешняя адресованность литературного текста (посвящения,
обращения к читателю) для искусства факультативны. Эстетическая
адресованность состоит в том, что произведение уже содержит в себе
внутреннюю
точку зрения, с которой этот мир открывается во всей своей
целостности и оригинальности.
Адресованность художественного дискурса состоит не в сообщении
готового смысла, а в приобщении к определенному способу смыслопорождения.
Дискурс существует в текстах, за которыми встает особая грамматика, свои
лексикон, правила словоупотребления и синтаксиса, – одним словом, свой
«этикет», который
образовывает возможный, альтернативный мир
собственно мир произведения.
В литературе генерирующим (обобщающим) смыслом, строем
художественного целого выступает модель присутствия личностного «я», а
модификации художественной реальности здесь характеризуются с помощью
модусов художественности.