Теория литературы. Учебное пособие. Крошнева М.Е. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

8
насколько это необходимо для самоактуализации личности в отношении к
нему. При этом личность, которая вступает в отношение к объекту
созерцания, должна обладать некой внутренней целостностью, необходимым
«порядком в душе» (М. М. Пришвин), позволяющим достичь ей того
духовного резонанса этих двух целостностей, которые и составят
субъективную предпосылку эстетического отношения.
Таким образом
, искусствовысшая и деятельная форма эстетических
отношений, где эмоциональная рефлексия приобретает креативный (от лат.
creareтворить) статус художественного творчества.
Художественное творчествочеловеческая деятельность, удовлетворяющая
эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу
эстетических отношений между людьми. «Эстетическое вполне
осуществляет себя только в искусстве», – писал Михаил Бахтин
3
.
Эстетическая деятельность художника направлена на сотворение новых
образов жизни, новых форм восприятия их в воображениисоздание
духовной реальности воображенного мира. Без такого стремления
знаковая (или семиотическая) деятельность составления текстов не обретет
художественности, как и никакая игра воображения без ее знакового участия
в текстах не принадлежит к сфере искусства.
Художественный
образ существует в воображении мастера. В искусстве,
т.е. в замещающей второй реальности, данный образ, хотя и наделяется
семиотической природой знака и обнаруживает следующие свойства: 1)
принадлежит какой-то системе образов, выступающей в роли
художественного языка; 2) служит воображенным аналогом другой
действительности; 3) обладает концептуальным смыслом, – все же не
сводится только к семиотической
деятельности. Это объясняется тем, что
невоспроизводимость образа выступает главной характеристикой творческого
акта в отличие от актов познания (или ремесленного труда).
В 1750 г. немецкий мыслитель Александр Браумгартеноснователь
эстетики как наукивпервые описал уникальность и неповторимость
произведения искусства. В научном труде «Эстетика» он заявил, что творение
художника является гетерокосмосом, другим, сотворенным,
миром.
Образотворческая природа искусства, проявившая себя в законе
оригинальности, обусловлена его эстетической природой двояко. Во-первых,
вторичное переживание (эмоциональная рефлексия) осуществимо только
в условиях вторичной (воображенной реальности). В качестве выразительной
иллюстрации этого умозаключения предложим высказывание Тюпы об
условности искусства: «Даже самое жизнеподобное искусство сплошь
конвенционально (условно), поскольку призвано возбуждать не
прямые
эмоциональные аффекты, но их обусловленные, текстуально опосредованные
рефлексии: переживания переживаний. Если на театральной сцене,
представляющей трагедию, прольется настоящая кровь, эстетическая
3
Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М., 1975. – С. 22.