Теория литературы. Учебное пособие. Крошнева М.Е. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

6
Глава I. ЭСТЕТИКА СЛОВА И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
§ 1. Эстетическое и художественное
Эстетическое (от гр. aisthetik'os – чувствующий, чувственный;
воспринимаемый чувством) представляет собой особый род отношений
человека к действительности. Присущее только человеку высшее социальное
чувствоэстетическоепозволяет воспринимать и оценивать явления
с точки зрения его значимости для человечества.
Эстетическое отношение
не ограничивается любованием человека
красотой предметов и созерцанием им явлений жизни. В диапазоне
эстетического лежат прекрасные, безобразные, возвышенные, низменные,
смеховые, трагические и др. переживания, предполагающие особое
состояние катарсиса.
Греческое слово «катарсис», введенное в науку о литературе
Аристотелем, означает очищение, примирение, утешение. Л. С. Выготский
в знаменитом исследовании «Психология искусства» утверждал
, что
катарсисэто освобождение от негативной эмоции, которую способен
вызвать предмет изображения. Другими словами, катарсис – «разрядка»,
своеобразное очищение аффектов (от лат. affectusстрасть).
Эстетическое отношение выступает в роли эмоциональной рефлексии.
Так как рациональная рефлексия (от лат. reflexioотражение) – результат
логического самоанализа сознания, размышление над собственными
мыслями, то эмоциональное волнение несет
собою вторичное переживание:
переживание впечатлений, воспоминаний, эмоциональных реакций.
Это «повторное» переживание является результатом переживания
переживаний. Такого рода волнения человека не сводятся к его
психологическому содержанию. В акте эмоциональной рефлексии они
преломляются, преобразовываются и соответствующим образом оформляются
в культурный опыт личности.
Эстетическое восприятие мира, получаемое сквозь одушевляющую
призму эмоциональной рефлексии,
не следует смешивать с гедонистическим
(от гр. hedoneнаслаждение) удовольствием, которое человек приобретает
от материального объекта.
В. И. Тюпа в исследовании «Художественный дискурс» так
объясняет принципиальное отличие эстетического отношения от
гедонистического наслаждения: «…в акте эстетического созерцания я
неосознанно ориентируюсь на духовно солидарного со мной "своего
другого". Самим любованием я невольно
оглядываюсь на актуальный для
меня в данный момент "взгляд из-за плеча". <…> "Смотря внутрь себя",
человек смотрит "глазами другого", поскольку всякая рефлексия неустранимо