Теория литературы. Учебное пособие. Крошнева М.Е. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

7
обладает диалогической соотнесенностью с иным сознанием, находящимся
вне моего сознания»
1
.
Отсюда следует, что нравственное отношениев противоположность
логическомуделает субъекта непосредственным участником любой
ситуации, воспринимаемой этически. В. Тюпа добавляет, что неизбежный
для этического отношения нравственный выбор своей ценностной позиции
(убежденности) уже тождественен поступкудаже в том случае, ели он не
будет продемонстрирован внешним поведением, – поскольку фиксирует
место эстетического субъекта
на своеобразной шкале моральных ценностей.
Эстетическая сфера человеческих отношений далека от области
знаний, убеждений и взглядов. Это сфера предпочтений, мнений,
«кажимостей», отношений вкуса. И. А. Бродский говорил, чем богаче
эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем отчетливее его
нравственный выбор, тем он свободнее. «Вкуссистема эстетических
предпочтений и ориентаций
, основанная на культуре личности и на
творческой переработке эстетических впечатлений <…> Уровень эстетического
вкуса определяется тем, в какой мере оценки, опирающиеся на него,
соответствуют реальной эстетической ценности оцениваемых предметов»
2
.
Эстетический вкус вырабатывается нераздельным единством
ценностного и познавательного. В теории литературы принято считать, что
подобное единство аналогично синкретизму эстетических субъекта и
объекта. Для того чтобы возник феномен эстетического, необходимы
предпосылки двоякого рода: объективные и субъективные. Без реального или
воображаемого объекта, отвечающего системе эмоциональной рефлексии
наблюдателя, невозможно возникновение эстетического отношения.
Объективной предпосылкой возникновения эстетического отношения
выступает целостность, неделимость, полнота и неизбыточность таких
состояний жизни, когда «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего
нельзя, не сделав хуже». Объектом эстетического созерцания может
выступать не только целостность вещи (тела) – в этом случае его именуют
словом «красота», им характеризуют внешнюю полноту и неизбыточность
явлений, но
и души (личности). Ученые уточняют, что личностьвнутреннее
единство духовного «я» – это высшая форма целостности, доступной
человеческому восприятию (А. Н. Веселовский).
В реальной действительности абсолютная целостность недостижима.
Получение конечного результата, т.е. обладание искомой целостностью,
означало бы гибель, завершенность или остановку самого процесса жизни.
Поэтому, чтобы вступить в эстетическое отношение
к объекту созерцания,
необходимо занять такую «внежизненную активную позицию»
(М. М. Бахтин), с которой объект предстанет настолько целостным,
1
Тюпа, В. И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы) / В. И.
Тюпа. – Тверь, 2002. – С. 25–26.
2
Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы : Энциклопедический словарь терминов /
Ю. Б. Борев. – М., 2003. – С. 77.