ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
179
базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии:
"общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа"
198
. Если гимнастика высту-
пает в качестве "чистой техники движений", то задача имитационного упражнения — приучить че-
ловека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым опе-
рациям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.
Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, ка-
рандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на по-
стоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы "не-
устанным бесом изобретательства" необходимо разработать и внедрить эффективную систему
методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со
стороны администрации (обучение, помощь) создадут предпосылки к тому, что рабочий задума-
ется над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его "анатомии" и устройст-
ве. В основе трудового обучения, таким образом, лежит то, что позже стали называть деятельно-
стным подходом. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила
по книгам. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная "сноров-
ка"
199
.
Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хронокар-
та, т.е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Статистическая обработка
собранных у населения учетных карт, по замыслу Гастева, поможет установить степень его со-
циализации, а их систематизация — основные социальные группы ("рабочий, директор, студент,
крестьянин, красный воин") по характеру и способу использования своего времени. Предлагались
следующие статьи использования времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание. Учет
своего времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать
рабочий день, повышает, наконец, общую культуру человека. Для науки польза этого мероприя-
тия заключается в том, что оно вскрывает, по Гастеву, "социальный скелет" труда и повседневной
деятельности людей.
Культура труда имеет, помимо всего прочего, также экономическое измерение: так, при
правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня. Таким образом
НОТ у Гастева - это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в
культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производ-
стве требуют определенной "культурной условности"; проявлять тактичность в отношениях с дру-
гими, пусть даже и условную, вместо "нарочито подчеркнутой грубости" — это обязанность чело-
века. Эти качества наряду с дисциплинированностью и способностью подчиняться общей задаче
(иначе — исполнительством) называются социальными установками, составляющими "искусство
коллективной работы"
200
.
Гастев А.К.ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ
…Следовательно, каждый участник производственного процесса в Советском государ-
стве является социальным человеком уже только потому, что он работает в государствен-
ном предприятии, работающем для рабочих и крестьян.
Однако эта общая социальная установка оказывается недостаточной для того, чтобы
достичь определенной высоты производительности предприятия. Профсоюзы, кроме того,
чтобы отстаивать высоту заработной платы, кроме того, чтобы защищать классовые ин-
тересы рабочего пролетариата, выдвинули лозунг нормы, который определял, сколько каж-
дый должен сработать, какое количество труда он должен дать Советскому государству. Но
и этого оказалось мало, союзы пошли дальше, они решили внести точный учет выработки
и ее регулирование в виде принципа сдельной платы. Но даже и это не все.
На основе сдельной платы была выдвинута система премий,
которая регулировала уже не только общую норму выработки, но регулировала общий темп
производства, поддерживала его на больших и малых периодах работы.
Однако в настоящее время стоит уже более сложная задача. Она заключается в том,
каким образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике по-
стоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию,
198
Гастев А.К .Как надо работать с. 55.
199
Гастев А.К .Как надо работать, с.172
200
Там же, с.103-104
179 базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: "общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа"198. Если гимнастика высту- пает в качестве "чистой техники движений", то задача имитационного упражнения — приучить че- ловека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым опе- рациям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, ка- рандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на по- стоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы "не- устанным бесом изобретательства" необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь) создадут предпосылки к тому, что рабочий задума- ется над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его "анатомии" и устройст- ве. В основе трудового обучения, таким образом, лежит то, что позже стали называть деятельно- стным подходом. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила по книгам. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная "сноров- ка"199. Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хронокар- та, т.е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Статистическая обработка собранных у населения учетных карт, по замыслу Гастева, поможет установить степень его со- циализации, а их систематизация — основные социальные группы ("рабочий, директор, студент, крестьянин, красный воин") по характеру и способу использования своего времени. Предлагались следующие статьи использования времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание. Учет своего времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать рабочий день, повышает, наконец, общую культуру человека. Для науки польза этого мероприя- тия заключается в том, что оно вскрывает, по Гастеву, "социальный скелет" труда и повседневной деятельности людей. Культура труда имеет, помимо всего прочего, также экономическое измерение: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня. Таким образом НОТ у Гастева - это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производ- стве требуют определенной "культурной условности"; проявлять тактичность в отношениях с дру- гими, пусть даже и условную, вместо "нарочито подчеркнутой грубости" — это обязанность чело- века. Эти качества наряду с дисциплинированностью и способностью подчиняться общей задаче (иначе — исполнительством) называются социальными установками, составляющими "искусство коллективной работы" 200. Гастев А.К.ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ …Следовательно, каждый участник производственного процесса в Советском государ- стве является социальным человеком уже только потому, что он работает в государствен- ном предприятии, работающем для рабочих и крестьян. Однако эта общая социальная установка оказывается недостаточной для того, чтобы достичь определенной высоты производительности предприятия. Профсоюзы, кроме того, чтобы отстаивать высоту заработной платы, кроме того, чтобы защищать классовые ин- тересы рабочего пролетариата, выдвинули лозунг нормы, который определял, сколько каж- дый должен сработать, какое количество труда он должен дать Советскому государству. Но и этого оказалось мало, союзы пошли дальше, они решили внести точный учет выработки и ее регулирование в виде принципа сдельной платы. Но даже и это не все. На основе сдельной платы была выдвинута система премий, которая регулировала уже не только общую норму выработки, но регулировала общий темп производства, поддерживала его на больших и малых периодах работы. Однако в настоящее время стоит уже более сложная задача. Она заключается в том, каким образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике по- стоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, 198 Гастев А.К .Как надо работать с. 55. 199 Гастев А.К .Как надо работать, с.172 200 Там же, с.103-104
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 177
- 178
- 179
- 180
- 181
- …
- следующая ›
- последняя »