ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
57
Примитивное общение: другого человека оценивают как ну жный или мешающий
объект; если ну жен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или
последу ют агр ессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют
дальнейш ий интер ес к нему и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и ср едств а
общения, и вместо у знавания личности собеседника обходятся знанием его со циально й
роли.
Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возр аста,
настроения собеседника, но интер есы дела более значимы, чем возможные личностные
расхождения.
Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда мож но затронуть любую
тему и не обязательно пр ибегать к помощи слов; друг поймет вас по выр ажению лица,
движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый у частник имеет образ
собеседник а, знает его личность, мож ет пр едвидеть его р еакции, интер есы, у беждения,
отношение.
Манипулятивное. Оно напр авлено на извлечение выгоды от собесед ника с помощью
р азличных пр иемов (лесть, запу гивание, «пу скание пыли в глаза», обман, демонстрация
доброты) в зависимости от особенностей его личности.
Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то,
что думают, а что поло жено говорить в подобных слу чаях; это общение закрытое, пото му
что точки зр ения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не
определяют хар актер комму никаций.
В общении выделяют так же следу ющие позиции:
• добр ожелательная (пр инятия собеседника):
• нейтр альная;
• враждебная (непр инятия собеседника):
• доминирование, или «общение свер ху »;
• общение «на равных»;
• подчинение, ил и позиция «снизу ».
Анализ позиций в общении осу ществляется и в концепции трансактного анализа
(Э. Берн).
2.6.2. Те ория трансакционного анализа
Многие пр облемы межл ичностного общения мож но об ъяснить, использу я теор ию
тр ансакцио нного анализа.
В каждый конкретный моме нт вр емени человек пребывает в одном из трех эго-
состояний своего «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок. О пр еделенно е эго-со стояние
детерминирует опр еделенну ю модель поведения и общ ения.
1. Тот, кто думает, действует и чувствует так, как это делают родители, нахо дится в
состоянии «родитель-Я». Критическое состояние «родитель-Я» – хр ани т опр едел енны е
заповеди, запреты, нор мы, тр адиции, всю совоку пность предрассудков. Кормяще-
заботливое состояние «родитель-Я» – характеризуется пр оявлением так их качеств, как
тепло, ободрение, готовность помочь, чр езмерная заботливость.
2. Тот, кто трезво оценивает р еальность, соб ир ает и объек тивно осмысливает факты,
находится в состоянии «взрослый-Я».
3. Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, наход ится в состоянии «ребенок-
Я». В приспосабливающемся со стоянии «ребенок-Я» повину ются, заучивают наизу сть,
чувствуют себя виноватым, замыкаются в себе, дуются на кого-либо, опасаются чего-
либо. Оно ор иентир овано на то, что, как кажется, ожидают от человека. На бунтарское
состояние «ребенок-Я» оказывают влияние тр ебования и желания людей, которые не
соответству ют личностным желаниям. В свободном состоянии «ребенок-Я» мы видим
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- …
- следующая ›
- последняя »