ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
59
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный),
моду ляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм
(равномерный, пр ер ывистый), тембр (раскатистый, хр иплый, скр ипу чий), интонация,
дикция.
3. Выразительные качества голоса. Это хар актер ные специф ическ ие звуки,
возникающие пр и общении: смех, хм ыкань е, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные
звуки: кашель; ну левые звуки: пау зы, а также звуки назализации: « хм хм», «э-э-э» и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте комму никации человека слова
составляют 7%, звуки интонации – 38 %, нер ечевое взаимодействие – 53%.
К изу чению невер бальных средств общения обращаются следу ющие нау ки:
1. Кинестика изу чает внешние пр оявления человеческих чувств и эмоций; мимика
изу чает движение мышц лица, жестика – жестовые движения отдельных ч астей тела,
панто мимик а – мотор ику всего тела: позы, осанку , поклоны, по хо дку .
2. Такесика изу чает пр икосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелу и,
дотр агивание, поглаживание, отталкивание и пр .
3. Пр оксемика исследу ет расположение людей в простр анстве при общении;
выделяют следу ющие зоны дистанции в человеческом контакте:
• интимная зона (15 – 45 см): в нее допу скаются лишь близкие, хор ошо
знакомые люди; для нее хар актер ны доверительность, тактильный контакт,
пр икосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нар у шение
интимной зоны влечет за собой определенные физ иологические изменения в
ор ганизме: у чащение биения сер дца, повыш енное выделения адр еналина,
пр илив крови к голове и пр . Преждевр еменное втор жение в интимну ю зону в
процессе общ ения всегда воспр инимается собеседнико м как поку шение на его
непр икосновенность;
• личная, или пер сональная, зона (45 – 120 см): для обыденной беседы с
друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зр итель ный контакт
между пар тнер ами, поддер живающими разговор;
• социальная зона (120 – 400 см): обычно со блюдается во вр емя официальных
встреч в кабинетах, преподавательских и других слу жебных помещения х, как
пр авило, с теми, которых не очень хор ошо знают;
• публичная зона (свыше 400 см): подр азу мевает общение с большой гр у ппой
людей: в лекционной аудитор ии, на митинге и пр.
Мимика – это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоцио нально е
состояние, способное предостав ить истинну ю инфор мацию о том, что пер еживает
человек. Мимические выр ажения несу т более 70% инфор мации, т. е. глаза, взгляд, лицо
человека способны сказать больше, чем пр оизнесенные слова. Так, замечено, что человек
пытается скр ыть инфор мацию (или лжет), если его глаза встр ечаются с глазами пар тнер а
менее трети времени разговора.
Взгляд бывает:
• деловой: фиксируется в р айоне лба собесед ника; это предполаг ает создание
серьезной атмосферы делового пар тнер ства;
• светский: о пу скается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это
способству ет созданию атмосфер ы непр ину жденного общения;
• интимный: напр авлен не в глаза соб еседника, а ниже липа – на другие части тела,
до уровня гру ди; говорит о заинтер есованности друг дру гом в общении;
• взгляд искоса: свидетельству ет о кр итическо м ил и подозр ительно м отношении к
собеседнику .
Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова,
пр едложения. Практика показывает, что когда люди хотя т показать свои чувства, они
пр ибегают к жестику ляции. При общении часто возникают следу ющие виды жестов:
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- …
- следующая ›
- последняя »