Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность. Лимонов И.Б - 8 стр.

UptoLike

Рубрика: 

8
зитивного результата. Тогда «…знание может быть с необходимостью
истинным только в том случае, если объект и знание о немодно и то же,
То есть необходимо истинным может быть лишь знание знания о самом
себе. В самом деле, если существует какое-либо хотя бы минимальное
опосредование, "зазор" между знанием и
его объектом, принципиально
возможно искажение этого знания, т.е. несоответствие знания и объекта.
Следовательно, невозможна и необходимая истинность этого знания»
1
.
Во-вторых, становится ясным, что само понятие «истина» («истин-
ность») касается не объекта познания, а знания, покоящегося в психиче-
ских формах субъекта: «Вещи и события могут быть хорошими или пло-
хими, но не могут быть истинными или ложными. Истинными или лож-
ными могут быть высказывания о вещах и событиях…»
2
.
Таким образом, речь должна идти об истинности форм психики. То
есть, в оценке субъектно-объектных отношений мы смещаемся к оценкам
свойств психических явлений субъектасвойств тех явлений, которые по
определению именуются субъективными. Объективность истиныгно-
сеологическая объективность. Образ розы не обладает присущими ей за-
пахом, цветом, формой и т.д.,
но это описание ее свойств. Образ как субъ-
ективное вообще не может стать предметом.
Для более строгого толкования термина «адекватное» («верное») от-
ражение применительно к мысленным образам обычно используются ло-
гико-математические понятия «изоморфизм» и «гомоморфизм». Изоморф-
ными считаются две системы, в которых каждому элементу, свойству,
функции одной из них (системе
А) соответствует элемент, свойство,
функция другой (системы А
1
) и наоборот. Гомоморфные системы в отли-
чие от изоморфных имеют одностороннее соответствие. То есть из преды-
дущего определения нам придется убрать дефиницию «…и наоборот», так
как в системе А
1
имеются элементы, свойства, функции, не отображенные
в системе А.
Д.П. Горский, И.С. Нарский и Т.И. Ойзерман отмечают, что верное
отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания
объекта, есть: 1) отображение, причинно обусловленное отображаемым; 2)
отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомо-
морфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение,
в котором
компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма
к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходст-
ва. Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в ука-
1
Иванов Е.М. Материя и субъективностьГл. 1.
2
Родин А.В.Об условности истины и локальности блага / Благо и истина: Классические и
неклассические регулятивы. – М.: ИФРАН, 1998 // Available from: URL:
http://www.philosophy.ru/library/wealtrue/index.html.
зитивного результата. Тогда «…знание может быть с необходимостью
истинным только в том случае, если объект и знание о нем – одно и то же,
То есть необходимо истинным может быть лишь знание знания о самом
себе. В самом деле, если существует какое-либо хотя бы минимальное
опосредование, "зазор" между знанием и его объектом, принципиально
возможно искажение этого знания, т.е. несоответствие знания и объекта.
Следовательно, невозможна и необходимая истинность этого знания»1.
      Во-вторых, становится ясным, что само понятие «истина» («истин-
ность») касается не объекта познания, а знания, покоящегося в психиче-
ских формах субъекта: «Вещи и события могут быть хорошими или пло-
хими, но не могут быть истинными или ложными. Истинными или лож-
ными могут быть высказывания о вещах и событиях…»2.
      Таким образом, речь должна идти об истинности форм психики. То
есть, в оценке субъектно-объектных отношений мы смещаемся к оценкам
свойств психических явлений субъекта – свойств тех явлений, которые по
определению именуются субъективными. Объективность истины – гно-
сеологическая объективность. Образ розы не обладает присущими ей за-
пахом, цветом, формой и т.д., но это описание ее свойств. Образ как субъ-
ективное вообще не может стать предметом.
      Для более строгого толкования термина «адекватное» («верное») от-
ражение применительно к мысленным образам обычно используются ло-
гико-математические понятия «изоморфизм» и «гомоморфизм». Изоморф-
ными считаются две системы, в которых каждому элементу, свойству,
функции одной из них (системе А) соответствует элемент, свойство,
функция другой (системы А1) и наоборот. Гомоморфные системы в отли-
чие от изоморфных имеют одностороннее соответствие. То есть из преды-
дущего определения нам придется убрать дефиницию «…и наоборот», так
как в системе А1 имеются элементы, свойства, функции, не отображенные
в системе А.
      Д.П. Горский, И.С. Нарский и Т.И. Ойзерман отмечают, что верное
отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания
объекта, есть: 1) отображение, причинно обусловленное отображаемым; 2)
отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомо-
морфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в котором
компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма
к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходст-
ва. Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в ука-



    1
       Иванов Е.М. Материя и субъективность… Гл. 1.
    2
       Родин А.В.Об условности истины и локальности блага / Благо и истина: Классические и
неклассические регулятивы. – М.: ИФРАН, 1998 // Available from: URL:
http://www.philosophy.ru/library/wealtrue/index.html.
                                                                                        8