Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность. Лимонов И.Б - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

9
занных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактери-
зовано как истинное
1
.
Гносеологически значимое положение о причинной обусловленности
образа отображаемым объектом можно принять в качестве нормативного.
То есть, если указанная причинная обусловленность присутствует, то ото-
бражение может претендовать на истинность. Это условие необходимое,
но не самодостаточное. Но является очевидным, что мы не можем рассчи-
тывать на изоморфизм в отношениях образа и объекта.
Это предопределе-
но неисчерпаемостью последнего по сравнению с возможностями нашего
отражения. Следовательно, в лучшем случае мы будем иметь дело с гомо-
морфизмом.
Итак, согласно концепции соответствия истина есть форма соотно-
шения психики субъекта и объекта. На уровне образов и простых понятий
это соответствие понимается как соответствие изображения на картине
(или,
скажем, на фотографии) тому, что на ней отображено. Но каковы
критерии самого этого соответствия? Ведь мы только что отметили, что
идет сравнение формы психики и объекта. Тем не менее, согласимся, что в
известных пределах такого типа соответствия достаточно для обоснования
истинности знания. То есть, концепция соответствия более или менее
применима к
случаям формирования образов (представлений) объектив-
ного мираотдельных предметов, явлений, описания их конкретных
свойств.
Но люди, занимаясь философией и наукой, постоянно имеют дело со
сложными теоретическими рассуждениямисистемами суждений, много-
звенными логическими конструкциями. Здесь недостаточно простого
«сличения с объектом» (которое и в ранее описанном случае весьма ус-
ловно). Точнее, такое
сличение просто невозможно. В таком случае при-
нято вести речь о когерентной концепции истины. Когерентность (от лат.
cohaerentiaсцепление, связь) понимается как взаимосоответствие выска-
зываний, последовательность, связность, системность рассуждений, тео-
рии в целом. Эта концепция основательно разработана философами про-
шлых столетий и современности (Лейбниц, Спиноза, Гегель; Нейрат, Гем-
пель). Сторонники
когерентной концепции истины, опираясь преимущест-
венно на опыт математических доказательств, считают данное утвержде-
ние истинным, если оно получено по определенным логическим правилам
из других предложений, ранее признанных истинными. К математическим
аксиомам и теоремам такой подход естественен и достаточен. Но понятия
«истина» и «ложь» многозначны, имеют разные смыслы применительно к
разным
областям знания. Можно сказать, что ортодоксальная когерентная
теория истины берет одну реальную черту познания, вырвав ее из общего
процесса, и выдает за процесс в целом. Оценка когерентности теорий, су-
1
См.: Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. II.
Истина, познание, логика. – М., 1970. – С. 30 – 31.
занных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактери-
зовано как истинное1.
     Гносеологически значимое положение о причинной обусловленности
образа отображаемым объектом можно принять в качестве нормативного.
То есть, если указанная причинная обусловленность присутствует, то ото-
бражение может претендовать на истинность. Это условие необходимое,
но не самодостаточное. Но является очевидным, что мы не можем рассчи-
тывать на изоморфизм в отношениях образа и объекта. Это предопределе-
но неисчерпаемостью последнего по сравнению с возможностями нашего
отражения. Следовательно, в лучшем случае мы будем иметь дело с гомо-
морфизмом.
     Итак, согласно концепции соответствия истина есть форма соотно-
шения психики субъекта и объекта. На уровне образов и простых понятий
это соответствие понимается как соответствие изображения на картине
(или, скажем, на фотографии) тому, что на ней отображено. Но каковы
критерии самого этого соответствия? Ведь мы только что отметили, что
идет сравнение формы психики и объекта. Тем не менее, согласимся, что в
известных пределах такого типа соответствия достаточно для обоснования
истинности знания. То есть, концепция соответствия более или менее
применима к случаям формирования образов (представлений) объектив-
ного мира – отдельных предметов, явлений, описания их конкретных
свойств.
     Но люди, занимаясь философией и наукой, постоянно имеют дело со
сложными теоретическими рассуждениями – системами суждений, много-
звенными логическими конструкциями. Здесь недостаточно простого
«сличения с объектом» (которое и в ранее описанном случае весьма ус-
ловно). Точнее, такое сличение просто невозможно. В таком случае при-
нято вести речь о когерентной концепции истины. Когерентность (от лат.
cohaerentia – сцепление, связь) понимается как взаимосоответствие выска-
зываний, последовательность, связность, системность рассуждений, тео-
рии в целом. Эта концепция основательно разработана философами про-
шлых столетий и современности (Лейбниц, Спиноза, Гегель; Нейрат, Гем-
пель). Сторонники когерентной концепции истины, опираясь преимущест-
венно на опыт математических доказательств, считают данное утвержде-
ние истинным, если оно получено по определенным логическим правилам
из других предложений, ранее признанных истинными. К математическим
аксиомам и теоремам такой подход естественен и достаточен. Но понятия
«истина» и «ложь» многозначны, имеют разные смыслы применительно к
разным областям знания. Можно сказать, что ортодоксальная когерентная
теория истины берет одну реальную черту познания, вырвав ее из общего
процесса, и выдает за процесс в целом. Оценка когерентности теорий, су-
   1
     См.: Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. II.
Истина, познание, логика. – М., 1970. – С. 30 – 31.
                                                                                      9