ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
25
необъятный мир, творчество, – все это вызвано абсолютизацию личностного
начала и обусловило формирование нового взгляда на мир человека.
Историческим событием, обусловившая это изменение, стала Великая
Французкая революция конца XVIII-го века, завершившая время Классицизма и
Просвещения, вызвавшая стремительное «преображение мира» (по А. С. Пушкину)
и «преображение» искусства.
Рождается новое ощущение времени: его «
вихревое» движение пронизывает
и историю, и человека. В современных исследованиях романтизма внимание
сосредоточено на «границе» века Просвещения и 19-го столетия.
Например, в статье В. М. Толмачева (в кн.: Зарубежная литература второго
тысячелетия… М.: Выс. шк., 2001, с. 117) «Где искать XIX век?» акцентируется
вопрос о «художественном достоинстве новой эпохи, ее границах, о том, что
есть
«традиция» и «новаторство».
Романтизм как филофофия свободы личного творчества, безусловно, имеет
огромное значение для дальнейшего движения художественого сознания во
времени.
Но ни одно новое явление не проявляется, не существует, не развивается, не
движется вне предшествующих явлений и тенденций устремления к будущему.
Поэтому романтизм, преодолевая Классицизм и Просвещение, вновь
обратился
к более удаленному прошлому: античности, средневековью,
Возрождению.
В Просвещении «заимствован» был антропологизм с культом чувства и
природы, с идеей «естественного» человека. Руссо и Дидро, Вико и Гердер
многое открыли романтикам.
Романтические «признаки», «тенденции» ощущались в искусстве уже с
середины XVIII века.
Теория романтизма начинается прежде всего с типологии его. Категорическое
деление
на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный,
активный и пассивный, социологический и психологический романтизм остались
позади. Но это не значит, что таких аспектов вовсе не существует.
«Отношенческий» план искусства к действительности снять невозможно. Это –
безусловно – план дискуссионный, но и интересный. Ведь романтики «не
отрывались» от жизни, они хотели быть объективными
в отношении к ней.
Шеллингианская философия становится теоретической (и в определенной мере
эмоциональной) основой романтизма (философия тождества духа и природы,
субъекта и объекта) оказала удивительное влияние на сознание художников. Чего
стоит убеждение молодого Шеллинга: «Абсолютная объективность дается в удел
единственно искусству. Искусство же позволяет целостному человеку добраться
до этих высот, до
познания высшего…»! С этим связана идея универсального
искусства романтиков, в котором синтезируется художественное и философское
познание. В этой идее корни другой: идеи гармонической формы искусства.
А. С. Пушкин как поэт «гармонической точности» состоялся в романтический
период творчества и завершился в реализме.
Мысль Кольриджа о поэзии как «словах в лучшем порядке»
является
формулой идеи «гармонической точности».
необъятный мир, творчество, – все это вызвано абсолютизацию личностного начала и обусловило формирование нового взгляда на мир человека. Историческим событием, обусловившая это изменение, стала Великая Французкая революция конца XVIII-го века, завершившая время Классицизма и Просвещения, вызвавшая стремительное «преображение мира» (по А. С. Пушкину) и «преображение» искусства. Рождается новое ощущение времени: его «вихревое» движение пронизывает и историю, и человека. В современных исследованиях романтизма внимание сосредоточено на «границе» века Просвещения и 19-го столетия. Например, в статье В. М. Толмачева (в кн.: Зарубежная литература второго тысячелетия… М.: Выс. шк., 2001, с. 117) «Где искать XIX век?» акцентируется вопрос о «художественном достоинстве новой эпохи, ее границах, о том, что есть «традиция» и «новаторство». Романтизм как филофофия свободы личного творчества, безусловно, имеет огромное значение для дальнейшего движения художественого сознания во времени. Но ни одно новое явление не проявляется, не существует, не развивается, не движется вне предшествующих явлений и тенденций устремления к будущему. Поэтому романтизм, преодолевая Классицизм и Просвещение, вновь обратился к более удаленному прошлому: античности, средневековью, Возрождению. В Просвещении «заимствован» был антропологизм с культом чувства и природы, с идеей «естественного» человека. Руссо и Дидро, Вико и Гердер многое открыли романтикам. Романтические «признаки», «тенденции» ощущались в искусстве уже с середины XVIII века. Теория романтизма начинается прежде всего с типологии его. Категорическое деление на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный, активный и пассивный, социологический и психологический романтизм остались позади. Но это не значит, что таких аспектов вовсе не существует. «Отношенческий» план искусства к действительности снять невозможно. Это – безусловно – план дискуссионный, но и интересный. Ведь романтики «не отрывались» от жизни, они хотели быть объективными в отношении к ней. Шеллингианская философия становится теоретической (и в определенной мере эмоциональной) основой романтизма (философия тождества духа и природы, субъекта и объекта) оказала удивительное влияние на сознание художников. Чего стоит убеждение молодого Шеллинга: «Абсолютная объективность дается в удел единственно искусству. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот, до познания высшего…»! С этим связана идея универсального искусства романтиков, в котором синтезируется художественное и философское познание. В этой идее корни другой: идеи гармонической формы искусства. А. С. Пушкин как поэт «гармонической точности» состоялся в романтический период творчества и завершился в реализме. Мысль Кольриджа о поэзии как «словах в лучшем порядке» является формулой идеи «гармонической точности». 25
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »