История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

28
область этики, а главный смысл, который он постигал в действительности, – это
универсальность мира.
В истории немецкой литературы Новалис утвердился как автор «Гимнов к
ночи», «Духовных песен» и незавершенного романа «Генрих фон Офтердинген».
Это не историческое произведение, хотя в нем явно показан XIII век,
средневековье. Условность временной парадигмы отражается в мифологическом
образе
времени.
Символика голубого цвета, девичьего лика, пригрезившихся во сне, – знаки
мечты, тоски по идеалу. В двух частях романа – «Ожидание» и «Совершение» –
рассказывается о страданиях героя, встречах с разными людьми, с восточной
пленницей (мотив пленниказападного на востоке и наоборотодин из
характерных для романтизма).
События и связи западной и восточной культур
увлекательны для
современного читателя Новалиса.
Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843) – художник трагической судьбы, о
котором М. Цветаева сказала: «Шел назад, а смотрел вперед». Творчество его
замкнулось между 1792 и 1804 годами (прервано психическим расстройством).
Культ античности у Гельдерлина освещен гуманистическим смыслом.
«Гимны» свободе, человечеству, дружбе Гельдерлин наполнил оптимистическим
революционным смыслом.
Природа была для поэта космосом
, из которого человек то выпадал, то в
который возвращался. Удивительной силой наполнялся его идеал гармонической
личности, но глубоко и осознание трудной или вообще невозможной
достижимости этого идеала.
Полное творческое воплощение Гельдерлина состоялось в его романе
«Гиперион».
Идеальное стремление Гипериона к свободе, гуманности, братству, равенству
ассоциируется с этическими нормами античных полисов
. Идеал противостоит
общему строю мира, поэтому любовь Гипериона и Диотимы обречена. Личность
в ее полноте не может состояться.
Хотелось бы, чтобы студенты прочитали Гельдерлина, очень созвучного
нашему времени.
Фридрих Шиллер представляет немецкую драматургию, поскольку драма
стала в его творчестве формой воплощения его художественного сознания как
целостного феномена.
«Мессианская невеста», «Орлеанская
дева», «Вильгельм Тель» – трагедии,
остающиеся на сценах театров до наших дней.
Античное введение хора, трагедия судьбы, рока, изображение мощного
народного движения сделала драму Шиллера почти образцом драматургического
искусства в новое время. Вероятно, по.тому таким сильным было его влияние на
общественное сознание людей разных стран (подобно греческому театру).
Э. Т.
А. Гофман, новеллист и сказочник, романист течения гейдельбергского
романтизма, существенно обновил поэтологию и смыслы романтических
исканий. Он изменил существо романтической иронии, введя кукол (людей
автоматов), музыкантов (энтузиастов).
область этики, а главный смысл, который он постигал в действительности, – это
универсальность мира.
    В истории немецкой литературы Новалис утвердился как автор «Гимнов к
ночи», «Духовных песен» и незавершенного романа «Генрих фон Офтердинген».
Это не историческое произведение, хотя в нем явно показан XIII век,
средневековье. Условность временной парадигмы отражается в мифологическом
образе времени.
    Символика голубого цвета, девичьего лика, пригрезившихся во сне, – знаки
мечты, тоски по идеалу. В двух частях романа – «Ожидание» и «Совершение» –
рассказывается о страданиях героя, встречах с разными людьми, с восточной
пленницей (мотив пленника – западного на востоке и наоборот – один из
характерных для романтизма).
    События и связи западной и восточной культур – увлекательны для
современного читателя Новалиса.
    Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843) – художник трагической судьбы, о
котором М. Цветаева сказала: «Шел назад, а смотрел вперед». Творчество его
замкнулось между 1792 и 1804 годами (прервано психическим расстройством).
    Культ античности у Гельдерлина освещен гуманистическим смыслом.
«Гимны» свободе, человечеству, дружбе Гельдерлин наполнил оптимистическим
революционным смыслом.
    Природа была для поэта космосом, из которого человек то выпадал, то в
который возвращался. Удивительной силой наполнялся его идеал гармонической
личности, но глубоко и осознание трудной или вообще невозможной
достижимости этого идеала.
    Полное творческое воплощение Гельдерлина состоялось в его романе
«Гиперион».
    Идеальное стремление Гипериона к свободе, гуманности, братству, равенству
ассоциируется с этическими нормами античных полисов. Идеал противостоит
общему строю мира, поэтому любовь Гипериона и Диотимы обречена. Личность
в ее полноте не может состояться.
    Хотелось бы, чтобы студенты прочитали Гельдерлина, очень созвучного
нашему времени.
    Фридрих Шиллер представляет немецкую драматургию, поскольку драма
стала в его творчестве формой воплощения его художественного сознания как
целостного феномена.
    «Мессианская невеста», «Орлеанская дева», «Вильгельм Тель» – трагедии,
остающиеся на сценах театров до наших дней.
    Античное введение хора, трагедия судьбы, рока, изображение мощного
народного движения сделала драму Шиллера почти образцом драматургического
искусства в новое время. Вероятно, по.тому таким сильным было его влияние на
общественное сознание людей разных стран (подобно греческому театру).
    Э. Т. А. Гофман, новеллист и сказочник, романист течения гейдельбергского
романтизма, существенно обновил поэтологию и смыслы романтических
исканий. Он изменил существо романтической иронии, введя кукол (людей –
автоматов), музыкантов (энтузиастов).
                                     28