История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

33
Принятие бытия в его полном проявлениив этом диалектика самого
поэтического чувства Пушкина. Обращения к читателю реализуют
диалектическое мироощущение автора, потому что именно после обращений к
читателям создаются ситуации ассоциативного переключения с одного момента
жизни на другой. Возникает цепь ассоциаций, в которой читатель находит
близкое для себя, имеющее значительный след
и в его жизни. Создается особого
свойства эпичность «Евгения Онегина», в которой передается драматическое
движение судеб человеческих, общественно-историческое состояние.
Отношение к читателю для Пушкина является способом выражения его
отношения со всеми людьми. Но оно, пушкинское отношение с людьми,
принципиально отличается от отношения с людьми каждого обывателя эпохи
будь то царь
или кто-либо высокопоставленный другой и пр.). Дело ведь в том,
что это естественно необходимое отношение с людьми было отношением гения.
Поэтому в его отношении к людям эпохальное и гуманистическое начало не
противостоят, а взаимодействуют. Это и есть диалектика отношения Эпохи и
Времени.
По существу обращения Пушкина к читателюэто
обращения поэта к
самому себе так, как если бы он был всегда во Времени. Ведь это обращение его
к совести, мудрости, чести, состраданию и т. д. Когда конкретный человек, даже
если это гений, Пушкин, обращается к человеку другому, он советуется с собой.
Мы уже отметили, что выбор Пушкиным способа включения читателя
в
художественный мир «Евгения Онегина» позволяет автору обрести
действительную свободу включения собственного мира в событийный ход
романа. И от этого рождается событийность нового свойстване
непосредственная событийность жизнеотношений героев, а внутренняя
событийность авторского «я», которая не является неким лирическим
дополнением к художественному миру романа, а выступает и как собственный, и
как художественный мир, включающий событийность непосредственного
сюжета. И если сюжетная событийность героев заключена в определенные
жизненные рамки, то внутренняя событийность автора является нам как
событийность общевременная, т. е. каждый человек в прошлом, настоящем и
будущем проживает в основе коллизии пушкинского бытия (если он человек).
Авторское «я» в «Евгении Онегине» не сводится
к лирическому герою, каким
бы широким ни представлялось литературоведам содержание этого понятия. «Я»
автора романа включает в себя и лирического героя, и непосредственно поэта. Но
и за пределами этой емкости остается еще некое значительное содержание,
которое вместе с первой составляет новую поэтическую емкость. Этой новой
емкостью является всеобщий опыт бытия,
освоенный личностью Пушкина и
представленный в «Онегине» как опыт, открытый движущемуся, дальнейшему
бытию.
Личность Пушкина предстает в романе как завершившая уже определенный
цикл бытийности, остановившаяся перед ним (условно) с оглядкой назад (именно
это мгновение меры прошлого включается в мир «Онегина» в связи с
обращениями к читателям) и прозревающая общие законы дальнейшего
движения человеческой драмы. Поэтому обращенность Пушкина к читателю
    Принятие бытия в его полном проявлении – в этом диалектика самого
поэтического чувства Пушкина. Обращения к читателю реализуют
диалектическое мироощущение автора, потому что именно после обращений к
читателям создаются ситуации ассоциативного переключения с одного момента
жизни на другой. Возникает цепь ассоциаций, в которой читатель находит
близкое для себя, имеющее значительный след и в его жизни. Создается особого
свойства эпичность «Евгения Онегина», в которой передается драматическое
движение судеб человеческих, общественно-историческое состояние.
    Отношение к читателю для Пушкина является способом выражения его
отношения со всеми людьми. Но оно, пушкинское отношение с людьми,
принципиально отличается от отношения с людьми каждого обывателя эпохи
будь то царь или кто-либо высокопоставленный другой и пр.). Дело ведь в том,
что это естественно необходимое отношение с людьми было отношением гения.
Поэтому в его отношении к людям эпохальное и гуманистическое начало не
противостоят, а взаимодействуют. Это и есть диалектика отношения Эпохи и
Времени.
    По существу обращения Пушкина к читателю – это обращения поэта к
самому себе так, как если бы он был всегда во Времени. Ведь это обращение его
к совести, мудрости, чести, состраданию и т. д. Когда конкретный человек, даже
если это гений, Пушкин, обращается к человеку другому, он советуется с собой.
Мы уже отметили, что выбор Пушкиным способа включения читателя в
художественный мир «Евгения Онегина» позволяет автору обрести
действительную свободу включения собственного мира в событийный ход
романа. И от этого рождается событийность нового свойства – не
непосредственная событийность жизнеотношений героев, а внутренняя
событийность авторского «я», которая не является неким лирическим
дополнением к художественному миру романа, а выступает и как собственный, и
как художественный мир, включающий событийность непосредственного
сюжета. И если сюжетная событийность героев заключена в определенные
жизненные рамки, то внутренняя событийность автора является нам как
событийность общевременная, т. е. каждый человек в прошлом, настоящем и
будущем проживает в основе коллизии пушкинского бытия (если он человек).
    Авторское «я» в «Евгении Онегине» не сводится к лирическому герою, каким
бы широким ни представлялось литературоведам содержание этого понятия. «Я»
автора романа включает в себя и лирического героя, и непосредственно поэта. Но
и за пределами этой емкости остается еще некое значительное содержание,
которое вместе с первой составляет новую поэтическую емкость. Этой новой
емкостью является всеобщий опыт бытия, освоенный личностью Пушкина и
представленный в «Онегине» как опыт, открытый движущемуся, дальнейшему
бытию.
    Личность Пушкина предстает в романе как завершившая уже определенный
цикл бытийности, остановившаяся перед ним (условно) с оглядкой назад (именно
это мгновение меры прошлого включается в мир «Онегина» в связи с
обращениями к читателям) и прозревающая общие законы дальнейшего
движения человеческой драмы. Поэтому обращенность Пушкина к читателю
                                     33