Линейные задачи оптимизации. Ч.1. Линейное программирование. Лутманов С.В. - 122 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5. ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ ИГР
122
имеет место тогда и только тогда, когда выполнено двойное неравенство
(
)
(
)
(
)
0000
,,,,,
MuvMuvMuvuUvV
££ÎÎ
.
Лемма доказана.
Справедлива следующая теорема, утверждающая существование
седловой точки в матричной игре в «смешанных» стратегиях.
Теорема 5 (Джона фон Неймана). Всякая матричная игра в «смешанных»
стратегиях имеет седловую точку.
Доказательство. Пусть
A
матрица игры. В силу леммы 1 все элементы
матрицы будем считать положительными. Рассмотрим задачу линейного
программирования.
Задача 1.
,max
m
ex
®
,
,0,
Tm
n
£³Î
,
где ,
nm
nm
eReR
ÎÎ
- вектора, координаты которых равны одному и тому же
числу 1. Построим двойственную к ней задачу.
Задача 2.
,min
n
ey
®
,
,0,
n
m
AyeyyR
³³Î
.
Задача 2 имеет решение
0
y
, так как она допустима (любой вектор
y
с
достаточно большими положительными координатами удовлетворяет
ограничениям), а целевая функция задачи ограничена снизу. По теореме 4.6.
тогда и задача 1 имеет решение
0
x
. При этом справедливо равенство
00
,,
mn
exeys
==
.
Легко видеть, что
0000
11
,,
mn
ij
mn
ij
xexseyy
==
====
åå
. (6)
Вектор
0
0
y
³
не может быть нулевым и поэтому
0
s
>
. Тогда вектора
00
1
,
ux
s
=
00
1
vy
s
=
являются «смешанными» стратегиями первого и второго
5. ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ ИГР


имеет место тогда и только тогда, когда выполнено двойное неравенство
                    M (u0 , v ) £ M (u0 , v0 ) £ M (u, v0 ) , u Î U , v Î V .

     Лемма доказана.
     Справедлива     следующая            теорема,         утверждающая         существование
седловой точки в матричной игре в «смешанных» стратегиях.
     Теорема 5 (Джона фон Неймана). Всякая матричная игра в «смешанных»
стратегиях имеет седловую точку.
     Доказательство. Пусть A матрица игры. В силу леммы 1 все элементы
матрицы будем считать положительными. Рассмотрим задачу линейного
программирования.
     Задача 1.
                                        em , x ® max ,

                                   AT x £ en , x ³ 0, x Î R m ,

где en Î R n , em Î R m - вектора, координаты которых равны одному и тому же
числу 1. Построим двойственную к ней задачу.
     Задача 2.
                                         en , y ® min ,

                                   Ay ³ em , y ³ 0, y Î R n .

     Задача 2 имеет решение y0 , так как она допустима (любой вектор y с
достаточно    большими       положительными                координатами         удовлетворяет
ограничениям), а целевая функция задачи ограничена снизу. По теореме 4.6.
тогда и задача 1 имеет решение x0 . При этом справедливо равенство
                                    em , x0 = en , y0 = s .

Легко видеть, что

                           å x0i = em , x0 = s = en , y0 = å y0j .
                            m                                       n
                                                                                          (6)
                            i =1                                   j =1


Вектор y0 ³ 0 не может быть нулевым и поэтому s > 0 . Тогда вектора
    1         1
u0 = x0 , v0 = y0 являются «смешанными» стратегиями первого и второго
    s         s


                                              122