Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

34
нил своего нравственного долга. В праве установление вины является осно-
ванием для понесения им наказания. В морали же вина влечет за собой лишь
осуждение. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может
(в зависимости от его мировоззренческой, нравственной зрелости) испыты-
вать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или
же просто
страх перед возмездием. В христианской морали вина признается изначально
присущей человеку как следствие первородного греха. В некоторых направ-
лениях философии вина рассматривается в качестве постоянной характери-
стики личности (фрейдизм, экзистенциализм). Философская антропология
рассматривает вину как модус человеческого бытия, а осознание виныкак
неустойчивую форму бытия, как форму воспитания.
ВОЛЯспособность
человека, проявляющаяся в самодетерминации
и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регу-
ляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мо-
тивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой
человеком деятельности систему, мобилизацию психических и физических
возможностей в ситуации преодоления
человеком препятствий при дости-
жении поставленных целей. Воля тесно связана с характером человека. Ха-
рактер является такой же основой волевых процессов, как интеллект осно-
вой мыслительных, а темпераментэмоциональных. Вместе с тем, многие
экстремальные проявления воли, проявляемые, например харизматически-
ми личностями, не получают объяснения в научной психологии.
ВСТРЕЧАфакт на жизненном
пути человека, факт биографии. В
философии экзистенциализма О.Ф. Больнова исследована и осмыслена в
качестве неустойчивой формы бытия и одной из форм воспитание в создан-
ном им варианте педагогической антропологии. Это, конечно, не то, что «орга-
низуется» в порядке выполнения мероприятий. К встрече человек идет из
прошлого, к ней его готовят все
обстоятельства предшествующей жизни,
встречасо-бытие, она вносит в жизнь-человека изменения, нередко судь-
боносного характера.
ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ акт моральной деятельности, выража-
ющийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения
или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно дол-
жен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопре-
ки другим
. Выбор отражает степень нравственной свободы личности.
Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести выбор с
обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиаль-
ностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие
достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Моральные
нил своего нравственного долга. В праве установление вины является осно-
ванием для понесения им наказания. В морали же вина влечет за собой лишь
осуждение. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может
(в зависимости от его мировоззренческой, нравственной зрелости) испыты-
вать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто
страх перед возмездием. В христианской морали вина признается изначально
присущей человеку как следствие первородного греха. В некоторых направ-
лениях философии вина рассматривается в качестве постоянной характери-
стики личности (фрейдизм, экзистенциализм). Философская антропология
рассматривает вину как модус человеческого бытия, а осознание вины – как
неустойчивую форму бытия, как форму воспитания.
      ВОЛЯ – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации
и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регу-
ляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мо-
тивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой
человеком деятельности систему, мобилизацию психических и физических
возможностей в ситуации преодоления человеком препятствий при дости-
жении поставленных целей. Воля тесно связана с характером человека. Ха-
рактер является такой же основой волевых процессов, как интеллект осно-
вой мыслительных, а темперамент – эмоциональных. Вместе с тем, многие
экстремальные проявления воли, проявляемые, например харизматически-
ми личностями, не получают объяснения в научной психологии.
      ВСТРЕЧА – факт на жизненном пути человека, факт биографии. В
философии экзистенциализма О.Ф. Больнова исследована и осмыслена в
качестве неустойчивой формы бытия и одной из форм воспитание в создан-
ном им варианте педагогической антропологии. Это, конечно, не то, что «орга-
низуется» в порядке выполнения мероприятий. К встрече человек идет из
прошлого, к ней его готовят все обстоятельства предшествующей жизни,
встреча – со-бытие, она вносит в жизнь-человека изменения, нередко судь-
боносного характера.
      ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ – акт моральной деятельности, выража-
ющийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения
или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно дол-
жен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопре-
ки другим. Выбор отражает степень нравственной свободы личности.
Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести выбор с
обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиаль-
ностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие
достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Моральные
                                    34