Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

36
и сверстника определенного поколения. Этобиография, но с наложенными
на нее закономерностями, присущими определенной эпохе, определенному
обществу определенному поколению. Например, если такое событие в био-
графии какого-то человека, как брак произошло в 40 лет лишь впервые, то
оно оценивается как позднее, а брак в 16 леткак раннее. То есть индивиду-
альность, уникальность
конкретной личности в ее становлении может быть
раскрыта только в форме жизненного пути, но не посредством простого опи-
сания. Напомним, что у первых поселенцев Северной Америки первый брак
в 15 лет считался своевременным.
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ целостное оформление в идеальном
виде перспективы жизни человека. Возникновение сценарияхарактерная
черта ранней юности. В точном смысле этого
слова он возникает только тог-
да, когда предметом размышления становится не только конечный результат,
но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и
те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобят-
ся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерца-
тельной, жизненный сценарий
это план деятельности. Чтобы построить
его, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, как мини-
мум, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать уси-
лия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно
быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие сроки могут быть реали-
зованы поставленные
цели?
ЖИЗНЬ (БЫТИЕ) как предмет педагогической антропологии, жизнь
это духовное бытие человека. При этом, говоря о духовном, имеют в виду
прежде всего нравственный строй человека, способность руководствоваться
в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать иде-
алам истины, добра и красоты. В философско-психологической литературе
духовное бытие человека связывают с общественным и
творчески созида-
тельным характером его жизнедеятельности, с включенностью в мир куль-
туры. Духовная жизнь всегда обращена к другому, к обществу, к роду чело-
веческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно выс-
шим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен посту-
пать в соответствии с ними. Нравственность есть одно
из измерений духов-
ности духовность проявляется в потребности и способности человека по-
знавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые
формы общественной жизни в соответствии с познанными, законами чело-
веческой природы. С общекультурной точки зрения духовность есть идеаль-
ный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу
не как дан-
ность, а как заданность и требование. Духовное бытие существует там, где
начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной
и сверстника определенного поколения. Это – биография, но с наложенными
на нее закономерностями, присущими определенной эпохе, определенному
обществу определенному поколению. Например, если такое событие в био-
графии какого-то человека, как брак произошло в 40 лет лишь впервые, то
оно оценивается как позднее, а брак в 16 лет – как раннее. То есть индивиду-
альность, уникальность конкретной личности в ее становлении может быть
раскрыта только в форме жизненного пути, но не посредством простого опи-
сания. Напомним, что у первых поселенцев Северной Америки первый брак
в 15 лет считался своевременным.
      ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ – целостное оформление в идеальном
виде перспективы жизни человека. Возникновение сценария – характерная
черта ранней юности. В точном смысле этого слова он возникает только тог-
да, когда предметом размышления становится не только конечный результат,
но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и
те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобят-
ся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерца-
тельной, жизненный сценарий – это план деятельности. Чтобы построить
его, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, как мини-
мум, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать уси-
лия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно
быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие сроки могут быть реали-
зованы поставленные цели?
      ЖИЗНЬ (БЫТИЕ) – как предмет педагогической антропологии, жизнь
– это духовное бытие человека. При этом, говоря о духовном, имеют в виду
прежде всего нравственный строй человека, способность руководствоваться
в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать иде-
алам истины, добра и красоты. В философско-психологической литературе
духовное бытие человека связывают с общественным и творчески созида-
тельным характером его жизнедеятельности, с включенностью в мир куль-
туры. Духовная жизнь всегда обращена к другому, к обществу, к роду чело-
веческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно выс-
шим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен посту-
пать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духов-
ности духовность проявляется в потребности и способности человека по-
знавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые
формы общественной жизни в соответствии с познанными, законами чело-
веческой природы. С общекультурной точки зрения духовность есть идеаль-
ный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу не как дан-
ность, а как заданность и требование. Духовное бытие существует там, где
начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной
                                    36