Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

39
ход к предмету воспитания конституировал возникновение педагогии Бы-
тия как антитезы педагогики мероприятий.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКАпедагогическая дисцип-
лина, исследующая условия, принципы, методы и формы понимания и взаи-
мопонимания субъектов образовательного процесса, а также методология
исследования педагогической действительности с позиций выявления смысла
образования как формы социального и личностного бытия человека. Педа-
гогическая
герменевтикаэто и методика взаимопонимания субъектов вос-
питательного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯнаправление в фило-
софии образования и теоретической педагогике, представляющее собой
антропологическое обоснование образования. Это предельно общее
определение задач и целей конкретизируется сторонникам этого направ-
ления путем создания различных вариантов педагогических антропо-
логий, ориентируясь, как правило на какую-то философско-антропо-
логическую
школу. Первым философом, построившим педагогику на
базе антропологии, был И. Кант. Среди философов XX века, создав-
ших свой вариант педагогической антропологии, следует особо выде-
лить М. Шелера. Его педагогическое кредоотрицание любых объек-
тивных отношений: личность сама формирует и структурирует и себя и
порядок. В IX веке педагогическая антропология окончательно офор-
милась в
самостоятельное направление в педагогике, а фундаментом ее
стало учение Генриха Рота. За ним исследовали антропологические
школы Й. Дерболава (теория самоосуществления личности), О.Ф. Боль-
нова (как антропологический способ рассмотрения образования), В.
Лоха (как феноменология), Э. Финка (как экзистенциальная аналити-
ка) и др. Все они ставили одну задачувыявить фундамент, основу,
исходя из
которой можно будет определить педагогическое действие, а
именно дать определение основного педагогического отношения, выве-
сти цели, дать легитимацию стилей, методов. Форм, диагностику, оцен-
ку изменений направления образования, дать переоценку образа чело-
века. Духовность, – по представлению большинства из авторов, – это
понятие, которое наилучшим образом характеризует данный образ чело-
века и является общим
знаменателем всякого варианта педагогической
антропологии. На кафедре Псковского пединститута разрабатывается вари-
ант педагогической антропологии, имеющий целью разработка указанного
набора характеристик педагогического действия, исходя из сущностных
свойств человека, открываемых, исследуемых философской антропологией.
ПОНИМАНИЕв самом общем определении сущность понимания
сводится к формуле М. Хайдеггера: бытьэто значит понимать. То есть
ход к предмету воспитания конституировал возникновение педагогии Бы-
тия как антитезы педагогики мероприятий.
      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА – педагогическая дисцип-
лина, исследующая условия, принципы, методы и формы понимания и взаи-
мопонимания субъектов образовательного процесса, а также методология
исследования педагогической действительности с позиций выявления смысла
образования как формы социального и личностного бытия человека. Педа-
гогическая герменевтика – это и методика взаимопонимания субъектов вос-
питательного процесса.
      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление в фило-
софии образования и теоретической педагогике, представляющее собой
антропологическое обоснование образования. Это предельно общее
определение задач и целей конкретизируется сторонникам этого направ-
ления путем создания различных вариантов педагогических антропо-
логий, ориентируясь, как правило на какую-то философско-антропо-
логическую школу. Первым философом, построившим педагогику на
базе антропологии, был И. Кант. Среди философов XX века, создав-
ших свой вариант педагогической антропологии, следует особо выде-
лить М. Шелера. Его педагогическое кредо – отрицание любых объек-
тивных отношений: личность сама формирует и структурирует и себя и
порядок. В IX веке педагогическая антропология окончательно офор-
милась в самостоятельное направление в педагогике, а фундаментом ее
стало учение Генриха Рота. За ним исследовали антропологические
школы Й. Дерболава (теория самоосуществления личности), О.Ф. Боль-
нова (как антропологический способ рассмотрения образования), В.
Лоха (как феноменология), Э. Финка (как экзистенциальная аналити-
ка) и др. Все они ставили одну задачу – выявить фундамент, основу,
исходя из которой можно будет определить педагогическое действие, а
именно дать определение основного педагогического отношения, выве-
сти цели, дать легитимацию стилей, методов. Форм, диагностику, оцен-
ку изменений направления образования, дать переоценку образа чело-
века. Духовность, – по представлению большинства из авторов, – это
понятие, которое наилучшим образом характеризует данный образ чело-
века и является общим знаменателем всякого варианта педагогической
антропологии. На кафедре Псковского пединститута разрабатывается вари-
ант педагогической антропологии, имеющий целью разработка указанного
набора характеристик педагогического действия, исходя из сущностных
свойств человека, открываемых, исследуемых философской антропологией.
      ПОНИМАНИЕ – в самом общем определении сущность понимания
сводится к формуле М. Хайдеггера: быть – это значит понимать. То есть
                                  39