Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

40
понимание в философском смыслеэто способ бытия человека в мире. При-
менительно к педагогической герменевтике понимание человека это:
- обнаружение, раскрытие, прочтение, интерпретация смысла проявле-
ний его жизни (слов, речи, поступков...). При этом важно, что интер-
претация, истолкование поступка, иного проявления жизни
происходит исходя из этого поступка, проявления жизни;
- оправдание, или
подведение проявления жизни под ценность;
- это деятельность по связыванию фактов в целостность путем
обнаружения у них единого связующего смысла (в отдельных
случаях придания им единого смысла).
ПОНИМАЮЩЕЕ БЫТИЕтермин, используемый для характе-
ристики атрибута человеческого бытия в контексте формулы М. Хай-
деггера: быть, житьэто значит понимать.
РЕДУКЦИЯ ФЕМИНОЛОГИЧЕСКАЯ (от лат
. редукциоото-
двигание назад, возвращение к прежнему положению) – исключение из
сферы рассмотрения предмета всего эмпирического, внешнего по отно-
шению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внешним вос-
приятием, оставляются вне применения. В результате завершения редук-
ции остаются лишь имманентные акты самого «чистого сознания», ко-
торое и выступает предметом феноменологии. В практике
понимания,
например, воспитанника воспитателем редукция позволяет взглянуть
на воспитанника, не руководствуясь впечатлениями прошлых лет, до-
биться беспредпосылочного постижения ребенка. Единственная пред-
посылка при осуществлении редукцииэто очевидность как сфера
первоначального интуитивного опыта без включения мышления. Это
нужно для того, чтобы избежать всякой посторонней детерминации, в
плену которой воспитатель находится постоянно.
РОКтермин,
обозначающий религиозно-мистические представ-
ления о потусторонней силе, воле Божества, предопределяющей поступки
и судьбы людей.
СЕМЬЯсоциальный институт, предмет изучения социологии
семьи. С точки зрения социальной психологии, семьяэто малая груп-
па, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются не-
посредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней
строго распре-
делены роли всех членов группы, наличествует система подчиненияструк-
тура власти»), лидерства. Оценка семьи с позиций учения В.И. Слободчико-
ва о социальных организованностях (организациях) и событийных общнос-
тях позволяет утверждать, что семьяэто событийная общность. Современ-
ная семья европейского типа является событийной общностью в силу того,
что
в семью не входят на определенных условиях, в семье встречаются (в
понимание в философском смысле – это способ бытия человека в мире. При-
менительно к педагогической герменевтике понимание человека это:
- обнаружение, раскрытие, прочтение, интерпретация смысла проявле-
     ний его жизни (слов, речи, поступков...). При этом важно, что интер-
     претация, истолкование поступка, иного проявления жизни
     происходит исходя из этого поступка, проявления жизни;
- оправдание, или подведение проявления жизни под ценность;
- это деятельность по связыванию фактов в целостность путем
     обнаружения у них единого связующего смысла (в отдельных
     случаях придания им единого смысла).
      ПОНИМАЮЩЕЕ БЫТИЕ – термин, используемый для характе-
ристики атрибута человеческого бытия в контексте формулы М. Хай-
деггера: быть, жить – это значит понимать.
      РЕДУКЦИЯ ФЕМИНОЛОГИЧЕСКАЯ (от лат. редукцио – ото-
двигание назад, возвращение к прежнему положению) – исключение из
сферы рассмотрения предмета всего эмпирического, внешнего по отно-
шению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внешним вос-
приятием, оставляются вне применения. В результате завершения редук-
ции остаются лишь имманентные акты самого «чистого сознания», ко-
торое и выступает предметом феноменологии. В практике понимания,
например, воспитанника воспитателем редукция позволяет взглянуть
на воспитанника, не руководствуясь впечатлениями прошлых лет, до-
биться беспредпосылочного постижения ребенка. Единственная пред-
посылка при осуществлении редукции – это очевидность как сфера
первоначального интуитивного опыта без включения мышления. Это
нужно для того, чтобы избежать всякой посторонней детерминации, в
плену которой воспитатель находится постоянно.
      РОК – термин, обозначающий религиозно-мистические представ-
ления о потусторонней силе, воле Божества, предопределяющей поступки
и судьбы людей.
      СЕМЬЯ – социальный институт, предмет изучения социологии
семьи. С точки зрения социальной психологии, семья – это малая груп-
па, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются не-
посредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней строго распре-
делены роли всех членов группы, наличествует система подчинения («струк-
тура власти»), лидерства. Оценка семьи с позиций учения В.И. Слободчико-
ва о социальных организованностях (организациях) и событийных общнос-
тях позволяет утверждать, что семья – это событийная общность. Современ-
ная семья европейского типа является событийной общностью в силу того,
что в семью не входят на определенных условиях, в семье встречаются (в
                                   40