Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

43
дения, направленного на самосовершенствование. Различнее люди имеют
различные пороги стыда. Это обусловлено ценностными ориентациями, на-
правленностью личности и связанной с этим чувствительностью к мнениям
других и оценкам окружающих людей. Стыд полностью социально обуслов-
лен, а потому является предметом воспитания.
СУБКУЛЬТУРА (суб (лат) – под + культура (лат) – возделывание,
обрабатывание). 1) Совокупность некоторых негативно интерпретиро-
ванных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих
в качестве культуры преступного слоя общества (деликвентная подкуль-
тура); 2) Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) –
автономное целостное образование внутри господствующей культуры,
определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся
своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже института-
ми; 3) Трансформированная профессиональным мышлением система
ценностей традиционной
культуры, получившая своеобразную
мировоззренческую окраску.
Следует различать, что всякая субкультураэто определенная ре-
акция на господствующую, традиционную культуру. Поэтому следует
различать субкультуры, возникшие как позитивная реакция, и субкуль-
туры, как негативная реакция на культуру господствующую.
СУДЬБА (участь, доля) – содержание этого понятия трактуется
двояко. В метафизическом смысле это понятие обозначает неразумную
и непостижимую предопределенность
человеческой жизни. То же, что и
фатум. Но нередко судьба трактуется и как внутренняя определенность
индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и
смысл. В первом случае подчеркивается несвобода внешней детермина-
ции, во второмокончательность, необратимость собственного выбо-
ра. В этих определениях представлена методология жизненного выбо-
ра: покоряться судьбе или ее творить
, каждый раз совершая выбор и
чувствуя ответственность за его окончательные результаты.
ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКАтермин, означающий результаты мно-
гочисленных попыток на основании научных, вненаучных, конфессиональ-
ных и иных данных подразделить индивидов на какие-то группы, типы. Из
известных самая первая типологияэто античная типология темперамен-
тов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), авторство которой
при-
писывается Гиппократу. Известны типологии характеров Э. Кречмера, У.
Шелдона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, типы индивидуальностей Э.
Шпрангера. Принципиальным в учениях о типах является решение вопроса
об основании выделения типов. Так, Э. Кречмер и У. Шелдон в качестве
такого основания избрали строение тела; З. Фрейдособенности сексуаль-
ного развития
ребенка, К.Г. Юнгпреобладание функций (мышление, чув-
дения, направленного на самосовершенствование. Различнее люди имеют
различные пороги стыда. Это обусловлено ценностными ориентациями, на-
правленностью личности и связанной с этим чувствительностью к мнениям
других и оценкам окружающих людей. Стыд полностью социально обуслов-
лен, а потому является предметом воспитания.
      СУБКУЛЬТУРА (суб (лат) – под + культура (лат) – возделывание,
обрабатывание). 1) Совокупность некоторых негативно интерпретиро-
ванных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих
в качестве культуры преступного слоя общества (деликвентная подкуль-
тура); 2) Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) –
автономное целостное образование внутри господствующей культуры,
определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся
своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже института-
ми; 3) Трансформированная профессиональным мышлением система
ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную
мировоззренческую окраску.
      Следует различать, что всякая субкультура – это определенная ре-
акция на господствующую, традиционную культуру. Поэтому следует
различать субкультуры, возникшие как позитивная реакция, и субкуль-
туры, как негативная реакция на культуру господствующую.
      СУДЬБА (участь, доля) – содержание этого понятия трактуется
двояко. В метафизическом смысле это понятие обозначает неразумную
и непостижимую предопределенность человеческой жизни. То же, что и
фатум. Но нередко судьба трактуется и как внутренняя определенность
индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и
смысл. В первом случае подчеркивается несвобода внешней детермина-
ции, во втором – окончательность, необратимость собственного выбо-
ра. В этих определениях представлена методология жизненного выбо-
ра: покоряться судьбе или ее творить, каждый раз совершая выбор и
чувствуя ответственность за его окончательные результаты.
      ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА – термин, означающий результаты мно-
гочисленных попыток на основании научных, вненаучных, конфессиональ-
ных и иных данных подразделить индивидов на какие-то группы, типы. Из
известных самая первая типология – это античная типология темперамен-
тов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), авторство которой при-
писывается Гиппократу. Известны типологии характеров Э. Кречмера, У.
Шелдона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, типы индивидуальностей Э.
Шпрангера. Принципиальным в учениях о типах является решение вопроса
об основании выделения типов. Так, Э. Кречмер и У. Шелдон в качестве
такого основания избрали строение тела; З. Фрейд – особенности сексуаль-
ного развития ребенка, К.Г. Юнг – преобладание функций (мышление, чув-

                                  43