Словарь педагогического обихода. Лузина Л.М. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

44
ства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир
(экстраверсияинтраверсия).
ТОЛПАбесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознавае-
мой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального
состояния и общим объектом внимания. В толпе глушиться, исчезает созна-
тельная личность: в толпе двадцать профессоров ведут себя так же, как двад-
цать
домохозяек. Одна из научных проблемв различении толпы и публики. В
первой сплочены физически, психологически, нетерпимы, во второй разъеди-
нены, рассеяны, пассивны. Публикаэто «толпа одиноких». Иррациональность,
непредсказуемостьхарактеристики толпы. Как правило, в толпе личность
примитивизируется.
УНИВЕРСУМтермин, обозначающий высшую ступень духов-
ного развития человека, осознающего свое бытие, предназначение и
место в
мире. Этовысшая ступень на пути последовательного преодо-
ления и отрицания, кончено же диалектического, индивида, субъекта,
личности индивидуальности. Если личностьэто встреча человека с
другими, а индивидуальностьвстреча с самим собой, как с Другим, то
Универсальностьвстреча человека с Миром, осознание себя частью и
вместилищем Мира. Синонимом Универсума является Человек. Наибо-
лее
полно содержание понятия «Универсум» выражено в словах Пон-
тия Пилата, обращенных к Христу (кончено же в контексте всех пред-
шествующих событий) «Се Человек.
УЧАСТЬсиноним судьбы, доли, жребия, предопределения, уде-
ла. Эти слова объединены значениемстечение обстоятельств. Однако
«участь» – это положение, которое создалось по условиям жизни.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: 1) В широком
смысле фи-
лософское учение о природе и сущности человека, его происхождении и
смысле жизни, о закономерностях его бытия. Ориентирована на синтез
конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного
образа в человекознании. 2) В узком смыслетечение в западной Фило-
софии ХХ века, преимущественно немецкой, берущее начало у М. Шелера и
получившее
свое развитие у Г. Плесснера, А. Гелена, О.Ф. Больнова и др. Ее
идейными источниками являются немецкая романтическая философия и
«философия жизни» –Ф. Ницше, А. Бергсон и др.
ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКАфилософско-антропо-
логическая концепция человека, развиваемая той или иной философс-
кой школой (системой, учением). Каждая философско-антропологичес-
кая школа стремится
выявить сущностные характеристики человека,
понять его природу или же особое место в мироздании. В новейшее вре-
мя в философских подходах к человеку видны два направления. Одно
ставит отдельного человека в зависимость от иных вне-человеческих
факторов, утверждая, что существование человека обусловлено «объек-
ства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир
(экстраверсия – интраверсия).
      ТОЛПА – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознавае-
мой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального
состояния и общим объектом внимания. В толпе глушиться, исчезает созна-
тельная личность: в толпе двадцать профессоров ведут себя так же, как двад-
цать домохозяек. Одна из научных проблем – в различении толпы и публики. В
первой сплочены физически, психологически, нетерпимы, во второй разъеди-
нены, рассеяны, пассивны. Публика – это «толпа одиноких». Иррациональность,
непредсказуемость – характеристики толпы. Как правило, в толпе личность
примитивизируется.
      УНИВЕРСУМ – термин, обозначающий высшую ступень духов-
ного развития человека, осознающего свое бытие, предназначение и
место в мире. Это – высшая ступень на пути последовательного преодо-
ления и отрицания, кончено же диалектического, индивида, субъекта,
личности индивидуальности. Если личность – это встреча человека с
другими, а индивидуальность – встреча с самим собой, как с Другим, то
Универсальность – встреча человека с Миром, осознание себя частью и
вместилищем Мира. Синонимом Универсума является Человек. Наибо-
лее полно содержание понятия «Универсум» выражено в словах Пон-
тия Пилата, обращенных к Христу (кончено же в контексте всех пред-
шествующих событий) «Се Человек!».
      УЧАСТЬ – синоним судьбы, доли, жребия, предопределения, уде-
ла. Эти слова объединены значением – стечение обстоятельств. Однако
«участь» – это положение, которое создалось по условиям жизни.
      ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: 1) В широком смысле фи-
лософское учение о природе и сущности человека, его происхождении и
смысле жизни, о закономерностях его бытия. Ориентирована на синтез
конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного
образа в человекознании. 2) В узком смысле – течение в западной Фило-
софии ХХ века, преимущественно немецкой, берущее начало у М. Шелера и
получившее свое развитие у Г. Плесснера, А. Гелена, О.Ф. Больнова и др. Ее
идейными источниками являются немецкая романтическая философия и
«философия жизни» –Ф. Ницше, А. Бергсон и др.
      ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – философско-антропо-
логическая концепция человека, развиваемая той или иной философс-
кой школой (системой, учением). Каждая философско-антропологичес-
кая школа стремится выявить сущностные характеристики человека,
понять его природу или же особое место в мироздании. В новейшее вре-
мя в философских подходах к человеку видны два направления. Одно
ставит отдельного человека в зависимость от иных вне-человеческих
факторов, утверждая, что существование человека обусловлено «объек-

                                    44