ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
47
ваться внутри фигуры, не попадать на поля «1» и «9», символизирую-
щие выходы.
Испытуемый делает ходы не сам, а дает указания эксперимента-
тору, который, в свою очередь, поступает в соответствии с заранее им
составленной программой (испытуемому программа не известна).
Программа может иметь следующий вид:
+ + + – + + – – – + – + + – – и т. д.
Тогда, если первый ход испытуемого – «
перейти» с «5» на «4»
(или просто «4»), то экспериментатор в соответствии с программой (+)
выполняет его указания. То же будет и на втором и третьем ходе, на
четвертом же ходе экспериментатор сделает ход, противоположный
указанию испытуемого, так как в программе «–».
Во время выполнения задания испытуемый постепенно выраба-
тывает правила выигрывания, обнаруживает некоторые свойства
игры,
программы. Задача экспериментатора – пронаблюдать и зафиксировать
процесс открытия этих свойств и правил. С этой целью в ходе опыта
экспериментатор фиксирует рассуждения испытуемого, просит обосно-
вывать свои решения. Весь ход опыта протоколируется (табл. 5).
Таблица 5
Количественные и качественные показатели испытуемого
Предположения
испытуемого
Реально
Номер
опы-
та
Номер
хода
Знак
про-
граммы
Ход
Поясне-
ния
Знак
про-
граммы
Ход
Примечания
Пробная серия. Испытуемый выполняет 3 опыта. Все рассуж-
дения фиксируются. Испытуемый высказывает предположения о пред-
стоящем знаке программы; сообщает, какой он делает ход; поясняет,
почему в данных условиях он делает именно такой ход. Только после
этого ему сообщается реальный ход.
Основной эксперимент состоит из трех серий по 7 опытов в
каждой. Программы
для каждой серии отличаются друг от друга раз-
ной частотой появления того или иного количества знаков («+» или
«–») подряд. Теперь подробные пояснения испытуемый дает только в
2–3 опытах каждой серии – по усмотрению экспериментатора (см.
приложение 10).
48
Инструкция испытуемому.
«Вам предлагается игра, основное условие которой – делать хо-
ды (за каждый ход можно передвинуться на одно деление), но при
этом как можно дольше оставаться внутри фигуры, не попадать на по-
ля «1» и «9». Если вы попадаете на эти поля – игра окончена. Пере-
движение фишки будет осуществляться с учетом программы.
В зави-
симости от знака программы («+», «-») я буду соглашаться с Вашим
ходом, и тогда фишка перемещается на то поле, которое Вы задумали,
или не соглашаться, тогда фишка перемещается в противоположную
сторону. При этом перед осуществлением хода Вы должны высказы-
вать предположения о знаке программы и давать комментарии после
того, как ход
сделан. По окончании игры Вы должны попытаться
сформулировать правила выигрывания, указать свойства игры, на ко-
торые следует ориентироваться».
Обработка результатов.
1. На основании данных протокола и самоотчета испытуемого
следует выявить и описать процесс нахождения правил выигрывания и
свойств игры;
2. Произвести сравнительный анализ процесса нахождения пра-
вил в зависимости от серии
заданий;
3. Ответить на следующие вопросы: Что характерно для испы-
туемого, если фишка находится:
а) на 4, 5 или 6 поле;
б) на 3 или 7 поле;
в) на 2 или 8 поле.
Для каждого из этих трех случаев:
1) приведите характерные рассуждения испытуемого;
2) подсчитайте число ходов к центру и от центра (n
1
и n
2
);
3) укажите, как часто оправдывались ожидания испытуемого
(отношение числа угадываний (К) к общему числу ходов).
Что характерно для испытуемого, если до этого хода в програм-
ме были:
а) – + +;
б) + + –;
в) + + +.
Рассчитайте для этих ситуаций n
1
, n
2
и К, приведите характер-
ные рассуждения испытуемого. Какие еще ситуации характерны в
этом отношении?
ваться внутри фигуры, не попадать на поля «1» и «9», символизирую- Инструкция испытуемому. щие выходы. «Вам предлагается игра, основное условие которой – делать хо- Испытуемый делает ходы не сам, а дает указания эксперимента- ды (за каждый ход можно передвинуться на одно деление), но при тору, который, в свою очередь, поступает в соответствии с заранее им этом как можно дольше оставаться внутри фигуры, не попадать на по- составленной программой (испытуемому программа не известна). ля «1» и «9». Если вы попадаете на эти поля – игра окончена. Пере- Программа может иметь следующий вид: движение фишки будет осуществляться с учетом программы. В зави- + + + – + + – – – + – + + – – и т. д. симости от знака программы («+», «-») я буду соглашаться с Вашим Тогда, если первый ход испытуемого – «перейти» с «5» на «4» ходом, и тогда фишка перемещается на то поле, которое Вы задумали, (или просто «4»), то экспериментатор в соответствии с программой (+) или не соглашаться, тогда фишка перемещается в противоположную выполняет его указания. То же будет и на втором и третьем ходе, на сторону. При этом перед осуществлением хода Вы должны высказы- четвертом же ходе экспериментатор сделает ход, противоположный вать предположения о знаке программы и давать комментарии после указанию испытуемого, так как в программе «–». того, как ход сделан. По окончании игры Вы должны попытаться Во время выполнения задания испытуемый постепенно выраба- сформулировать правила выигрывания, указать свойства игры, на ко- тывает правила выигрывания, обнаруживает некоторые свойства игры, торые следует ориентироваться». программы. Задача экспериментатора – пронаблюдать и зафиксировать процесс открытия этих свойств и правил. С этой целью в ходе опыта Обработка результатов. экспериментатор фиксирует рассуждения испытуемого, просит обосно- 1. На основании данных протокола и самоотчета испытуемого вывать свои решения. Весь ход опыта протоколируется (табл. 5). следует выявить и описать процесс нахождения правил выигрывания и свойств игры; Таблица 5 2. Произвести сравнительный анализ процесса нахождения пра- Количественные и качественные показатели испытуемого вил в зависимости от серии заданий; Предположения 3. Ответить на следующие вопросы: Что характерно для испы- Номер Реально туемого, если фишка находится: испытуемого опы- Номер а) на 4, 5 или 6 поле; Знак Знак Примечания та хода Поясне- б) на 3 или 7 поле; про- Ход про- Ход ния в) на 2 или 8 поле. граммы граммы Для каждого из этих трех случаев: 1) приведите характерные рассуждения испытуемого; Пробная серия. Испытуемый выполняет 3 опыта. Все рассуж- 2) подсчитайте число ходов к центру и от центра (n1 и n2); дения фиксируются. Испытуемый высказывает предположения о пред- 3) укажите, как часто оправдывались ожидания испытуемого стоящем знаке программы; сообщает, какой он делает ход; поясняет, (отношение числа угадываний (К) к общему числу ходов). почему в данных условиях он делает именно такой ход. Только после Что характерно для испытуемого, если до этого хода в програм- этого ему сообщается реальный ход. ме были: Основной эксперимент состоит из трех серий по 7 опытов в а) – + +; каждой. Программы для каждой серии отличаются друг от друга раз- б) + + –; ной частотой появления того или иного количества знаков («+» или в) + + +. «–») подряд. Теперь подробные пояснения испытуемый дает только в Рассчитайте для этих ситуаций n1, n2 и К, приведите характер- 2–3 опытах каждой серии – по усмотрению экспериментатора (см. ные рассуждения испытуемого. Какие еще ситуации характерны в приложение 10). этом отношении? 47 48
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »