Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Манойлова М.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
может прогнозировать поведение ученика в различных ситуациях,
предвосхищать результат различных педагогических воздействий
(Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000, Л.М. Митина, 1999А.К. Михальс-
кая,1996, Н.Н. Обозов, 1979, Л.А. Шипилина, 1997, Е.А. Юнина,
2003, В.А. Якунин, 1988 и др.). Основой педагогического общения
является возможность и умение понять и принять индивидуальное
своеобразие
ученика: неповторимость его внутреннего мира, его ин-
дивидных и личностных особенностей. Это определяет способность
учителя строить отношения сотрудничества с учеником. Обучение и
воспитание становится эффективным лишь в том случае, если учи-
тель понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему. Отноше-
ния педагога и учащегося проявляются в их совместной деятельнос-
ти, в
процессе которой дети усваивают не только содержание мате-
риала, но и отношение, стиль поведения учителя. Выдающийся оте-
чественный психолог С. Л. Рубинштейн (1973) писал, что отноше-
ние к другому человеку составляет сердцевину человеческой жизни.
Личность целиком определяется тем, к каким человеческим отноше-
ниям человек стремится, какие отношения к людям он способен
ус-
тановить; психологический анализ человеческой жизни, направлен-
ный на раскрытие отношений к другим людям, составляет основу
жизненной психологии.
С таким качеством, как эмпатия, тесно связаны и другие зна-
чимые коммуникативные умения педагогапедагогический такт,
этичность общения. Педагогический такт есть проявление чув-
ства разумной меры на основе соотнесения задач, условий и
возможности участников
общения. Такт есть выбор и осуществ-
ление такой меры педагогического воздействия, которая основа-
на на отношении к личности ребенка как главной; это тонкая
грань между отдельными воздействиями, это естественность, про-
стота общения без фамильярности, без фальши. Обладание педаго-
гической этикой предполагает знание гуманистических норм своей
профессии и следование им (Н.А.
Аминов, 1995, А.К. Маркова, 1996,
Н.Н. Обозов, 1979, И.М. Юсупов, 1995).
Учителю в своей педагогической практике необходимо стро-
ить педагогическое общение с учащимися на основе взаимопо-
нимания, учитывая индивидуальное своеобразие каждого учаще-
может прогнозировать поведение ученика в различных ситуациях,
предвосхищать результат различных педагогических воздействий
(Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000, Л.М. Митина, 1999А.К. Михальс-
кая,1996, Н.Н. Обозов, 1979, Л.А. Шипилина, 1997, Е.А. Юнина,
2003, В.А. Якунин, 1988 и др.). Основой педагогического общения
является возможность и умение понять и принять индивидуальное
своеобразие ученика: неповторимость его внутреннего мира, его ин-
дивидных и личностных особенностей. Это определяет способность
учителя строить отношения сотрудничества с учеником. Обучение и
воспитание становится эффективным лишь в том случае, если учи-
тель понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему. Отноше-
ния педагога и учащегося проявляются в их совместной деятельнос-
ти, в процессе которой дети усваивают не только содержание мате-
риала, но и отношение, стиль поведения учителя. Выдающийся оте-
чественный психолог С. Л. Рубинштейн (1973) писал, что отноше-
ние к другому человеку составляет сердцевину человеческой жизни.
Личность целиком определяется тем, к каким человеческим отноше-
ниям человек стремится, какие отношения к людям он способен ус-
тановить; психологический анализ человеческой жизни, направлен-
ный на раскрытие отношений к другим людям, составляет основу
жизненной психологии.
     С таким качеством, как эмпатия, тесно связаны и другие зна-
чимые коммуникативные умения педагога – педагогический такт,
этичность общения. Педагогический такт есть проявление чув-
ства разумной меры на основе соотнесения задач, условий и
возможности участников общения. Такт есть выбор и осуществ-
ление такой меры педагогического воздействия, которая основа-
на на отношении к личности ребенка как главной; это тонкая
грань между отдельными воздействиями, это естественность, про-
стота общения без фамильярности, без фальши. Обладание педаго-
гической этикой предполагает знание гуманистических норм своей
профессии и следование им (Н.А. Аминов, 1995, А.К. Маркова, 1996,
Н.Н. Обозов, 1979, И.М. Юсупов, 1995).
     Учителю в своей педагогической практике необходимо стро-
ить педагогическое общение с учащимися на основе взаимопо-
нимания, учитывая индивидуальное своеобразие каждого учаще-

                                                              18