Философия Гегеля и математика. Мейдер В.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
количественных отношений реального мира. И если сравнить математику с
естествознанием или философией, то у нее количество выражено в наиболее
явном виде, разрыв же качества и количества носит не абсолютный, а
относительный характер.
Обособление Гегелем математического количества от качественной
определенности предметов действительного мира явилось основой
недооценки им идейного содержания арифметики
и ее роль в системе
математических знаний. Отмечая, что главную
педагогическую основу
должно составлять пользование числом и счетом, он считает, чточисло
нечувственный предмет, и занятие им и его сочетаниями - нечувственное
занятие” (5. С.292).
Действительно если рассматривать арифметику как главное средство
воспитания юношеского духа”, то нужно с Гегелем согласиться, что она
таковым не является. Воспитательное значение арифметики состоит в том,
что она
формирует способность к абстрактному мышлению. Это важный, но
все же ограниченный и односторонний этап в процессе развития
математического познания. Прав Гегель и в том отношении, что
арифметические отношения /зависимости и выражения/ имеют исторически
преходящее значение как формы выражения философских положений. В
этом смысле арифметика исчерпала себя уже на уровне пифагорейской
философии
, в младенческий период философствования. Но вместе с тем, в
арифметике он выделяет такие черты, которые значительно расширяют
познавательные возможности. Речь идет об алгоритмичности
арифметических операций, о выполнении действий по строго установленным
правилам.
Так как счет, по Гегелю, есть внешнее и механическое занятие (на этот
момент мы уже обращали внимание), то
это позволяет изобрести
машины,
совершеннейшим образом выполняющие арифметические действия” (5.
С.292). Но тот факт, что арифметические действия можно передавать
                                 12
количественных отношений реального мира. И если сравнить математику с
естествознанием или философией, то у нее количество выражено в наиболее
явном виде, разрыв же качества и количества носит не абсолютный, а
относительный характер.
      Обособление Гегелем математического количества от качественной
определенности     предметов    действительного   мира явилось     основой
недооценки им идейного содержания арифметики и ее роль в системе
математических знаний. Отмечая, что главную педагогическую основу
должно составлять пользование числом и счетом, он считает, что “число
нечувственный предмет, и занятие им и его сочетаниями - нечувственное
занятие” (5. С.292).
      Действительно если рассматривать арифметику как главное средство
“воспитания юношеского духа”, то нужно с Гегелем согласиться, что она
таковым не является. Воспитательное значение арифметики состоит в том,
что она формирует способность к абстрактному мышлению. Это важный, но
все же ограниченный и односторонний этап в процессе развития
математического        познания. Прав Гегель и в том отношении, что
арифметические отношения /зависимости и выражения/ имеют исторически
преходящее значение как формы выражения философских положений. В
этом смысле арифметика исчерпала себя уже на уровне пифагорейской
философии, в младенческий период философствования. Но вместе с тем, в
арифметике он выделяет такие черты, которые значительно расширяют
познавательные         возможности.   Речь   идет    об   алгоритмичности
арифметических операций, о выполнении действий по строго установленным
правилам.
      Так как счет, по Гегелю, есть внешнее и механическое занятие (на этот
момент мы уже обращали внимание), то это позволяет изобрести машины,
“совершеннейшим образом выполняющие арифметические действия” (5.
С.292). Но тот факт, что арифметические действия можно передавать