ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
наукой лишь на этом конструирующем себя пути” (5. С.79). В философии
“движение познавания должно определяться природой вещей и самого
содержания. ...Здесь дело обстоит не так, как в тех построениях, которые
приходится делать для доказательства геометрической теоремы...” (там же.
С.129).
С этой точки зрения Гегель оценивает и многократные попытки
применить математические
зависимости в качестве форм выражения
философских положений (см. там же. С.287-290). Он считает стремление
многих поколений мыслителей рассматривать математику средством
формирования общих логических, философских понятий необоснованным и
бесперспективным, демонстрирующим “философское бессилие”. По Гегелю,
“заимствование математических категорий с целью что-то определить для
метода или содержания философской науки” является “по своему
существу
превратным”, ибо “математические формулы обозначают мысли и различные
понятия” и это их значение “скорее должно быть сначала указано,
определено и обосновано в философии. В своих конкретных науках
философия должна почерпать логическое из логики, а не из математики” (там
же С.291).
Вместе с тем, Гегелю хорошо было известно, что еще
со времен
Пифагора и Платона “философия применяла числа и формы их соотношения,
как например, степени и т.п., для упорядочения мыслей в соответствии с
ними или выражения ими мыслей” (там же. С.287). Но он считал, что сама
арифметика не имеет для этого оснований. И если в истории философии
такое имело
место, то лишь потому, что “возвышающийся над чувственным
миром и познающий свою сущность дух, ища стихию для своего чистого
представления, для выражения своей сущности, может поэтому до того, как
постигнет, что эта стихия есть сама мысль, и обретет для ее изображения
чисто духовное выражение, вздумать избрать для этого
число, эту
внутреннюю абстрактную внешность” (5. С.288). Как видим, применение
16 наукой лишь на этом конструирующем себя пути” (5. С.79). В философии “движение познавания должно определяться природой вещей и самого содержания. ...Здесь дело обстоит не так, как в тех построениях, которые приходится делать для доказательства геометрической теоремы...” (там же. С.129). С этой точки зрения Гегель оценивает и многократные попытки применить математические зависимости в качестве форм выражения философских положений (см. там же. С.287-290). Он считает стремление многих поколений мыслителей рассматривать математику средством формирования общих логических, философских понятий необоснованным и бесперспективным, демонстрирующим “философское бессилие”. По Гегелю, “заимствование математических категорий с целью что-то определить для метода или содержания философской науки” является “по своему существу превратным”, ибо “математические формулы обозначают мысли и различные понятия” и это их значение “скорее должно быть сначала указано, определено и обосновано в философии. В своих конкретных науках философия должна почерпать логическое из логики, а не из математики” (там же С.291). Вместе с тем, Гегелю хорошо было известно, что еще со времен Пифагора и Платона “философия применяла числа и формы их соотношения, как например, степени и т.п., для упорядочения мыслей в соответствии с ними или выражения ими мыслей” (там же. С.287). Но он считал, что сама арифметика не имеет для этого оснований. И если в истории философии такое имело место, то лишь потому, что “возвышающийся над чувственным миром и познающий свою сущность дух, ища стихию для своего чистого представления, для выражения своей сущности, может поэтому до того, как постигнет, что эта стихия есть сама мысль, и обретет для ее изображения чисто духовное выражение, вздумать избрать для этого число, эту внутреннюю абстрактную внешность” (5. С.288). Как видим, применение
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »