Философия Гегеля и математика. Мейдер В.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
математики в философии, по Гегелю, было исторически преходящим
явлением. Для доказательства этого он отсылает нас к древним, которые
видели неудовлетворенность числовой формы для выражения мысли. Для
него, чембогаче определенностью и ...соотношением становятся мысли,
тем, с одной стороны, более запутанным, а с другой - более произвольным и
лишенным смысла становится их
изложение в таких формах, как числа” (там
же. С.290). Математические понятия /термины/ неприменимы для
характеристики движения мыслей. Когда же все-таки подобное делают, то
тем самым к мышлению предъявляетсясамое жесткое требование.
Мышление движется тогда в стихии своей противоположности, отсутствия
соотношений. Его дело тогда становится работой безумия” (там же).
Но
как мы уже говорили ранее, Гегель своим примером показал
противоположное тому, о чем порой писал и что порой критиковал: во-
первых, он был хорошо знаком с основными разделами современной ему
математики и ее истории; во-вторых, содержание его работ нацеливает
философов на изучение математики и ее истории. Действительно, что
касается
первого, то изучение математики Гегель рассматривал необходимой
стороной, необходимой составной частью знаний философа. Причем,
изучение философии он рекомендовал начинать с алгебры, физики,
географии и других естественных наук. Что касается второго, то без знания
основ элементарной и высшей математики трудно будет понять многие
положения методологии математики, содержащиеся вФеноменологии духа
иНауке
логики”.
Изучение основных работ Гегеля показывает, что, излагая категории
количество”, “качество”, “прерывность”, “непрерывность”, “конечное”,
бесконечноеи многие другие, он опирался на понимание их в математике,
т.е. содержание понятий в математике служило ему источником обобщения и
обогащения категорий в философии. А вся история математики и философии
свидетельствует о том
, что их взаимосвязь является некрайним средством
                              17
математики в философии, по Гегелю, было исторически преходящим
явлением. Для доказательства этого он отсылает нас к древним, которые
видели неудовлетворенность числовой формы для выражения мысли. Для
него, чем “богаче определенностью и ...соотношением становятся мысли,
тем, с одной стороны, более запутанным, а с другой - более произвольным и
лишенным смысла становится их изложение в таких формах, как числа” (там
же.   С.290).   Математические   понятия   /термины/   неприменимы   для
характеристики движения мыслей. Когда же все-таки подобное делают, то
тем самым к мышлению предъявляется “самое жесткое требование.
Мышление движется тогда в стихии своей противоположности, отсутствия
соотношений. Его дело тогда становится работой безумия” (там же).
      Но как мы уже говорили ранее, Гегель своим примером показал
противоположное тому, о чем порой писал и что порой критиковал: во-
первых, он был хорошо знаком с основными разделами современной ему
математики и ее истории; во-вторых, содержание его работ нацеливает
философов на изучение математики и ее истории. Действительно, что
касается первого, то изучение математики Гегель рассматривал необходимой
стороной, необходимой составной частью знаний философа. Причем,
изучение философии он рекомендовал начинать с алгебры, физики,
географии и других естественных наук. Что касается второго, то без знания
основ элементарной и высшей математики трудно будет понять многие
положения методологии математики, содержащиеся в “Феноменологии духа”
и “Науке логики”.
      Изучение основных работ Гегеля показывает, что, излагая категории
“количество”, “качество”, “прерывность”, “непрерывность”, “конечное”,
“бесконечное” и многие другие, он опирался на понимание их в математике,
т.е. содержание понятий в математике служило ему источником обобщения и
обогащения категорий в философии. А вся история математики и философии
свидетельствует о том, что их взаимосвязь является не “крайним средством”