Коммуникационный менеджмент. Моисеева А.П. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
слова устного языка, иллюстрации, музыку; газета пользуется словами
письменного языка, шрифтами и т. д. Все средства и формы коммуни-
кации являются как бы «продолжением человеческого тела», дополняя
и усиливая возможности зрения и слуха человека.
Средства коммуникации могут быть использованы как преднаме-
ренно, так и непреднамеренно. Американский ученый Эдвард Сепир
акцентировал внимание на фундаментальных средствах коммуникации
и вторичных средствах, которые призваны облегчить коммуникацию.
Фундаментальные, или первичные, средства и виды коммуникации, как
полагал Сепир, следующие: язык, жестикуляция, имитация публичного
поведения в процессе включения в социальные группы и вхождения
в социальные институты. Вторичные средства коммуникации направле-
ны на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе,
это языковые преобразования и создание физических условий для осу-
ществления коммуникативного акта. Языковые преобразования связаны
с заменой кода, переводом, например, устного языка в письмо, в азбуку
Морзевсе это снимает процесс затруднения коммуникации, вызван-
ный, в частности, расстоянием и временем. Такие символы, как семафор
и светофор, дробь барабана, переводят вербальное сообщение быстро
и доходчиво. Сепир считает, что расширение условий, позволяющих
осуществить коммуникацию, включает железные дороги, самолет, теле-
граф, телефон, радио. Увеличение количества средств расширяет и сфе-
ру коммуникации.
На процессы развития средств коммуникации существует две точ-
ки зрения, которые противоположны друг другу. Это позиции, высказы-
ваемые канадским ученым Маршаллом Маклюэном и американцем Эд-
вардом Сепиром.
Маклюэн считал, что средства коммуникации во многом опреде-
ляют и само содержание сообщения. Он предвидел развитие коммуни-
кации в современном обществе еще в 60–70 гг. (до появления Интернета
и глобализации телевидения).
Маклюэн полагал, что современная культура, визуальная по своей
сущности, противоположна культуре конца XIX – начала XX вв., кото-
рая преимущественно была письменной. Изобретение печатного станка
в свое время изменило коммуникационную парадигму, открыв «галак-
тику Гутенберга». Глобализация коммуникации, по Маклюэну, ведет
к созданию единого коммуникационного пространства «глобальной
деревни».
В противоположность Маклюэну Э. Сепир считал, что глобализация
коммуникации несет угрозу образу «Я», противопоставленного «не Я».
Позиция Э. Сепера философски-методологически обосновывается
тем обстоятельством, что за пределами общей теории познания осталась