История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735) В .К .
Тредиаковского, Письмо о правилах российского стихотворства” (1739)
М .В . Ломоносова и итоговый Способ к сложению российских стихов”
(1752) В .К . Тредиаковского.
Противопоставление стиха прозе требовало от первого все более
четкого отличия от естественного ритма языка, что и могла обеспечить
силлабо-тоника. На протяжении не одного десятилетия литературоведение
склонялось к мысли о том , что силлабические вирши были искусственно
привнесены в литературу, тогда как силлабо-тоника более свойственна
русскому стихотворному строю (см ., к примеру, Благой Д . Д . История
русской литературы XVIII века / Д .Д .Благой . М ., 1955. С. 122-123;
Лебедев Е . Огонь его родитель / Е .Лебедев. М ., 1976. С.44 и др .).
Современные исследователи истории русского стиха считают, что победа
силлабо-тоники в конкуренции с силлабикой была обеспечена только
потому, что она резче всего отличается от естественного ритма языка и его
прозы . После реформы Тредиаковского Ломоносова силлабо-тоника
стала господствующей в русском стихе на полтора века, но из этого не
следует, что остальные системы стихосложения не соответствовали
духу” русского языка. Чисто- тонический стих дождался возрождения в
XX в., а чисто- силлабический вновь становится предметом переводческих
экспериментов в наши дни” (Гаспаров М . Л . Очерк истории русского стиха
/ М .Л .Гаспаров. М ., 2000. С. 34).
Кроме внутренних причин существовали и внешние. При Петре I
силлабическая Польша утратила свою роль посредника между русской и
западно-европейской культурой и уступила ее силлабо-тонической
Германии. Первые силлабо-тонические эксперименты принадлежали
иностранцам , писавшим по-русски, директору первой московской
гимназии пастору Э . Глюку и его помощнику И . В . Паусу, но их
произведения не получили популярности в России. Настоящий переворот в
реформе русского стихосложения осуществили В . К . Тредиаковский и М . В .
Ломоносов.
Тредиаковский первым подошел к решению этой проблемы с
позиции ученого-филолога, владеющего знанием силлабического стиха и
интересующегося поэзией народной .
В своей реформе он опирается на природные данные русского языка
и сложившуюся традицию русского стиха. Вместо долгот русский язык
имеет ударение, поэтому именно они и должны выступать в роли
ритмообразующего фактора. Тоническая” ударность предназначена
определять систему русского стихосложения . В традиционные для
русского стиха 11- и 13- сложные размеры Тредиаковский и вводит
упорядоченное расположение ударений прежде всего в окончания стихов
и полустиший , а затем и внутри стиха. О более коротких стихах он не
заботился они имели более или менее правильный ритм ударений (чем
короче, тем правильнее). Вот пример из стихотворения Тредиаковского,
написанного до 1835 года :
Покинь купидо стрелы :
Уже мы все не целы…
По Тредиаковскому, окончание стиха, как это было у русских
силлабистов, всегда должно быть женское, а окончание предцезурного
полустишия мужское (ударение падает на последний слог ).
                                         16
“Н овы й и к ратк ий способ к сложению российск их стих ов” (1735) В .К .
Т редиак овск ого, “Письмо о правилах российск ого стих отворства” (1739)
М .В . Л омоносова и итоговы й “Способ к сложению российск их стих ов”
(1752) В .К . Т редиак овск ого.
        Противопоставление стих а прозе требовало от первого все более
четк ого отличия от естественного ритма язы к а, что и могла обеспечить
силлабо-тоник а. Н а протяжении неодного десятилетия литературоведение
ск лонялось к мы сли о том, что силлабическ ие вирш и бы ли иск усственно
привнесены в литературу, тогда к ак силлабо-тоник а более свойственна
русск ому стих отворному строю (см., к примеру, Благой Д .Д . И стория
русск ой литературы XVIII век а / Д .Д .Благой. – М ., 1955. – С. 122-123;
Л ебедев Е . О гонь – его родитель / Е .Л ебедев. – М ., 1976. – С.44 и др.).
Современны е исследователи истории русск ого стих а считаю т, что победа
силлабо-тоник и в к онк уренц ии с силлабик ой бы ла обеспечена тольк о
потому, что она резчевсего отличается отестественного ритма язы к а и его
прозы . После реф ормы Т редиак овск ого – Л омоносова силлабо-тоник а
стала господствую щ ей в русск ом стих е на полтора век а, но из э того не
следует, что “остальны е системы стих осложения не соответствовали
“дух у” русск ого язы к а. Чисто-тоническ ий стих дождался возрождения в
XX в., а чисто-силлабическ ий вновь становится предметом переводческ их
э к спериментов в наш и дни” (Гаспаров М .Л . О черк истории русск ого стих а
/ М .Л .Гаспаров. – М ., 2000. – С. 34).
        К роме внутренних причин сущ ествовали и внеш ние. При Петре I
силлабическ ая Польш а утратила свою роль посредник а междурусск ой и
западно-европейск ой к ультурой и уступила ее силлабо-тоническ ой
Германии. Первы е силлабо-тоническ ие э к сперименты принадлежали
иностранц ам, писавш им по-русск и, – дирек тору первой моск овск ой
гимназии пастору Э . Глю к у и его помощ ник у И . В . Паусу, но их
произведения неполучили популярности в России. Н астоящ ий переворотв
реф ормерусск ого стих осложения осущ ествили В .К . Т редиак овск ий и М .В .
Л омоносов.
        Т редиак овск ий первы м подош ел к реш ению э той проблемы с
позиц ии ученого-ф илолога, владею щ его знанием силлабическ ого стих а и
интересую щ егося поэ зией народной.
        В своей реф ормеон опирается на природны еданны ерусск ого язы к а
и сложивш ую ся традиц ию русск ого стих а. В место долгот русск ий язы к
имеет ударение, поэ тому именно они и должны вы ступать в роли
ритмообразую щ его ф ак тора. “Т оническ ая” ударность предназначена
определять систему русск ого стих осложения. В традиц ионны е для
русск ого стих а 11- и 13- сложны е размеры Т редиак овск ий и вводит
упорядоченноерасположениеударений – преждевсего в ок ончания стих ов
и полустиш ий, а затем и внутри стих а. О более к оротк их стих ах он не
заботился – они имели более или менее правильны й ритм ударений (чем
к ороче, тем правильнее). В от пример из стих отворения Т редиак овск ого,
написанного до1835 года:
        Пок иньк упидо стрелы :
        У жемы всенец елы …
               По Т редиак овск ому, ок ончание стих а, к ак э то бы ло урусск их
силлабистов, всегда должно бы ть женск ое, а ок ончание предц езурного
полустиш ия – мужск ое(ударениепадаетна последний слог).