История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой .
На практике же Ломоносов был вынужден использовать пиррихии,
что демонстрировало правильность пути, указанного Тредиаковским он
давал возможность русским поэтам не ограничивать себя употреблением
только коротких слов.
Мнение ученой публики было на стороне Ломоносова. “Письмо о
правилах российского стихотворства” повлияло на переработанное
переиздание трактата Тредиаковского.
В 1743 году А . Д . Кантемир прислал из Парижа «Письмо Харитона
Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (Харитон Макентин -
анаграмма имени Антиох Кантемир).
“Письмо” Кантемира значительно отличается от трактатов
Ломоносова и Тредиаковского стиль его подчеркнуто дилетантский , его
автор не делает никаких далеко идущих выводов . Кантемир признавал, что
стих должен отличаться от прозы , но не за счет метрических , а за счет
лексических и стилистических средств. Он отвергает переход на силлабо-
тоническую систему стихосложения , оставаясь верным силлабике и
предлагая ее упорядоченный вариант. В тринадцатисложном
силлабическом стихе окончание строки должно быть обязательно
женским , а окончание предцезурного полустишия мужским или
дактилическим :
Уже недозрелый, плод / недолгой науки,
Покойся, не понуждай / к перу мои руки…
В 11 сложном стихе окончание стиха и полустишия должно быть
женским :
Уже довольно, / лучший путь не зная ,
Страстьми имея / ослепленны очи,
Род человеческ / из краю до края
Заблуждал жизни / в мрак безлунной ночи…
Ученые отмечают плодотворность того пути, который предлагал
Кантемир. Как пишет М . Л . Гаспаров , теория и практика Кантемира
показывает, как на основе русской силлабики могла сложиться русская
силлабо-тоника, более гибкая и богатая ритмическими средствами, чем та,
которую вводили Тредиаковский и Ломоносов. Однако этого не случилось:
быстрый темп развития русской культуры требовал скорейшего развития
стиха, максимально противопоставленного прозе, а таким был не стих ,
предложенный Кантемиром , а стих , предложенный Ломоносовым”
(Гаспаров М . Л . С.41).
В 1752 году Тредиаковский написал новый трактат по
стихосложению Способ к сложению российских стихов, против
выданного в 1735 году исправленный и дополненный”. Он признавал
право на существование за всеми размерами, предложенными
Ломоносовым. Способ к сложению российских стихов” 1752 г. долгие
годы оставался основополагающей книгой по теории русского стиха.
Русский классицизм
Тексты
Ломоносов М . В . Предисловие о пользе книг церковных в российском языке;
Краткое руководство к красноречию ; Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны 1747 года; Сумароков А . П . Эпистола о стихотворстве; О благородстве //
                                       18
       Гдеветр в лесах ш уметьзабы л;
       В долинетиш ина глубок ой.
       Н а прак тик е же Л омоносов бы л вы нужден использовать пиррих ии,
что демонстрировало правильность пути, указанного Т редиак овск им – он
давал возможность русск им поэ там не ограничивать себя употреблением
тольк о к оротк их слов.
       М нение ученой публик и бы ло на стороне Л омоносова. “Письмо о
правилах российск ого стих отворства” повлияло на переработанное
переизданиетрак тата Т редиак овск ого.
       В 1743 годуА .Д .К антемир прислал из Парижа «Письмо Х аритона
М ак ентина к приятелю о сложении стих ов русск их » (Х аритон М ак ентин-
анаграмма имени А нтиох К антемир).
       “Письмо” К антемира значительно отличается от трак татов
Л омоносова и Т редиак овск ого – стиль его подчерк нуто дилетантск ий, его
автор неделаетник ак их далек о идущ их вы водов. К антемир признавал, что
стих должен отличаться от прозы , но не за счет метрическ их , а за счет
лек сическ их и стилистическ их средств. О н отвергает перех од на силлабо-
тоническ ую систему стих осложения, оставаясь верны м силлабик е и
предлагая      ее упорядоченны й        вариант.   В    тринадц атисложном
силлабическ ом стих е ок ончание строк и должно бы ть обязательно
женск им, а ок ончание предц езурного полустиш ия – мужск им или
дак тилическ им:
       У женедозрелы й, плод / недолгой науки,
       Пок ойся, непонуждай / к перумои руки…
       В 11 – сложном стих е ок ончание стих а и полустиш ия должно бы ть
женск им:
       У жедовольно, / лучш ий путьнезная,
       Страстьми имея / ослепленны очи,
       Род человеческ / из к раю до к рая
       Заблуждал жизни / в мрак безлунной ночи…
       У чены е отмечаю т плодотворность того пути, к оторы й предлагал
К антемир. К ак пиш ет М .Л .Гаспаров, “теория и прак тик а К антемира
пок азы вает, к ак на основе русск ой силлабик и могла сложиться русск ая
силлабо-тоник а, болеегибк ая и богатая ритмическ ими средствами, чем та,
к оторую вводили Т редиак овск ий и Л омоносов. О днак о э того неслучилось:
бы стры й темп развития русск ой к ультуры требовал ск орейш его развития
стих а, мак симально противопоставленного прозе, а так им бы л не стих ,
предложенны й К антемиром, а стих , предложенны й Л омоносовы м”
(Гаспаров М .Л . – С.41).
       В    1752 году Т редиак овск ий написал новы й трак тат по
стих осложению “Способ к сложению российск их стих ов, против
вы данного в 1735 году исправленны й и дополненны й”. О н признавал
право на сущ ествование за всеми размерами, предложенны ми
Л омоносовы м. “Способ к сложению российск их стих ов” 1752 г. долгие
годы оставался основополагаю щ ей к нигой по теории русск ого стих а.

                                 Рус с ки й клас с и ц и зм
        Т екс ты
        Л омоносов М .В . Предисловие о пользе к ниг ц ерк овны х в российск ом язы к е;
К ратк ое рук оводство к к расноречию ; О да на день восш ествия на престол Е лисаветы
Петровны 1747 года; Сумарок ов А .П. Э пистола о стих отворстве; О благородстве //