История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
варваризмов, канцеляризмов, устарелых церковно-славянских форм и
выражений . Рассуждение “О пользе книг церковных в российском языке”
(1757) отразило стремление ученого упорядочить использование всех
элементов языка.
В отличие от Тредиаковского, видевшего основу языка в изрядном
наречии” верхних слоев общества, Ломоносов опирается на язык
природный” (разговорный) и славенский”, язык церковных книг .
Церковно-славянский язык сам по себе богат, это был сложившийся
литературный язык, что давало Ломоносову возможность увидеть в нем
источник образования русского литературного языка. Другим источником
должно было служить простонародное наречие. Создание национального
языка требовало синтеза этих двух языковых стихий . Ломоносов четко
определяет границы применения церковно-славянского языка и
основывает на этом свою систему трех штилей”, не противопоставляя
один штиль” другому, а намечая постепенный переход одного в другой .
Все слова российского языка Ломоносов делит на три группы : 1). общие
церковно-славянскому и русскому; 2). славянские, малоупотребительные,
но грамотным людям понятные; 3). слова разговорного языка, которых нет
в церковных книгах . Сюда же относятся слова простонародные. Не
рекомендуются к употреблению архаизмы и излишние варваризмы . В
зависимости от употребления слов этих трех родов создаются три стиля :
высокий , посредственный и низкий . Высокий состоит из слов первой и
второй группы и применяется для написания героической поэмы , оды и
ораторских речей . Посредственный составляется из слов первой и третьей
группы , допуская слова второго рода, и служит для драматических
сочинений , стихотворных посланий , сатир, эклог и элегий , исторических и
научных сочинений в прозе. Низкий складывается из слов третьего и
второго рода . Он рекомендуется для комедий , эпиграмм, песен , дружеских
писем и описания обыкновенных дел. Традиционная схема теории трех
штилей”, известная по школьным пиитикам”, у Ломоносова обрела новое
звучание. Она способствовала широкому развитию русского
литературного языка, основывая литературную речь на синтезе
старославянского и русского языков, причем последнему отдавалось
преимущество; указывала на стилистическое многообразие русских слов,
требуя разумного их употребления ; открывала простор различным жанрам .
Сам Ломоносов предпочитал творить в высоком штиле, и его
излюбленными жанрами стали ода , торжественная надпись, поэма,
трагедия .
Ода и ее место в системе жанров русского классицизма.
Одическое творчество Ломоносова
Ода один из жанров классицизма. В отличие от французского
классицизма, трактующего оду как песню в широком смысле, русский
классицизм вкладывал в это понятие более конкретное содержание: ода
являлась жанром героической гражданской лирики, предполагающим
высокое” содержание и торжественный стиль его выражения . Эпоха,
связанная с развитием классицизма, характеризовалась утверждением
национального самосознания , что диктовало приоритет государственных
интересов над личными. Жанр оды , воспевающей важные события
общенационального масштаба, как нельзя лучше соответствовал
требованиям этого этапа в развитии России. Поэт-одописец бескорыстен :
он не ничтожным событиям собственной жизни радуется , он вещает
                                       22
варваризмов, к анц еляризмов, устарелы х ц ерк овно-славянск их ф орм и
вы ражений. Рассуждение “О пользе к ниг ц ерк овны х в российск ом язы к е”
(1757) отразило стремление ученого упорядочить использование всех
э лементов язы к а.
       В отличие от Т редиак овск ого, видевш его основуязы к а в “изрядном
наречии” верх них слоев общ ества, Л омоносов опирается на язы к
“природны й” (разговорны й) и “славенск ий”, язы к ц ерк овны х к ниг.
Ц ерк овно-славянск ий язы к сам по себе богат, э то бы л сложивш ийся
литературны й язы к , что давало Л омоносовувозможность увидеть в нем
источник образования русск ого литературного язы к а. Д ругим источник ом
должно бы ло служить простонародное наречие. Создание нац ионального
язы к а требовало синтеза э тих двух язы к овы х стих ий. Л омоносов четк о
определяет границ ы        применения ц ерк овно-славянск ого язы к а и
основы вает на э том свою систему“трех ш тилей”, не противопоставляя
один “ш тиль” другому, а намечая постепенны й перех од одного в другой.
В се слова российск ого язы к а Л омоносов делит на три группы : 1). общ ие
ц ерк овно-славянск омуи русск ому; 2). славянск ие, малоупотребительны е,
но грамотны м лю дям понятны е; 3). слова разговорного язы к а, к оторы х нет
в ц ерк овны х к нигах . Сю да же относятся слова простонародны е. Н е
рек омендую тся к употреблению арх аизмы и излиш ние варваризмы . В
зависимости от употребления слов э тих трех родов создаю тся три стиля:
вы сок ий, посредственны й и низк ий. В ы сок ий состоит из слов первой и
второй группы и применяется для написания героическ ой поэ мы , оды и
ораторск их речей. Посредственны й составляется из слов первой и третьей
группы , допуск ая слова второго рода, и служит для драматическ их
сочинений, стих отворны х посланий, сатир, э к лог и э легий, историческ их и
научны х сочинений в прозе. Н изк ий ск лады вается из слов третьего и
второго рода. О н рек омендуется для к омедий, э пиграмм, песен, дружеск их
писем и описания обы к новенны х дел. Т радиц ионная сх ема теории “трех
ш тилей”, известная по ш к ольны м “пиитик ам”, уЛ омоносова обрела новое
звучание.     О на способствовала ш ирок ому развитию                   русск ого
литературного язы к а, основы вая литературную речь на синтезе
старославянск ого и русск ого язы к ов, причем последнему отдавалось
преимущ ество; указы вала на стилистическ ое многообразие русск их слов,
требуя разумного их употребления; отк ры вала простор различны м жанрам.
Сам Л омоносов предпочитал творить в вы сок ом ш тиле, и его
излю бленны ми жанрами стали ода, торжественная надпись, поэ ма,
трагедия.
            Ода и ее мест ов си ст еме ж анр ов р у сск огок ласси ц и зма.
                        Оди ческ ое т вор чест воЛ омоносова
       О да – один из жанров к лассиц изма. В отличие от ф ранц узск ого
к лассиц изма, трак тую щ его оду к ак песню в ш ирок ом смы сле, русск ий
к лассиц изм вк лады вал в э то понятие более к онк ретное содержание: ода
являлась жанром героическ ой гражданск ой лирик и, предполагаю щ им
“вы сок ое” содержание и торжественны й стиль его вы ражения. Э пох а,
связанная с развитием к лассиц изма, х арак теризовалась утверждением
нац ионального самосознания, что дик товало приоритет государственны х
интересов над личны ми. Ж анр оды , воспеваю щ ей важны е собы тия
общ енац ионального масш таба, к ак нельзя лучш е соответствовал
требованиям э того э тапа в развитии России. Поэ т-одописец “беск оры стен:
он не ничтожны м собы тиям собственной жизни радуется, он вещ ает