ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
23
правду и суд Промысла , торжествует о величии родимого края”
(В .Кюхельбекер ). Ода имела строгую форму. Обязательным был
“лирический беспорядок”, предполагающий свободное развитие
поэтической мысли. К обязательным элементам относились похвалы
определенному лицу, нравоучительные рассуждения , исторические и
мифологические образы , обращение поэта к музам , природе и т. д. Ода
должна была обладать значительной долей эмоционального воздействия
( “эмоциональный подъем , восторг”, с точки зрения Г . А . Гуковского,
является “единственной темой” поэзии Ломоносова ). Построение оды
было подчинено раскрытию главной идеи, главного чувства, что
определяло композиционное единство всех ее частей .
В торжественных одах Ломоносов стремится выразить мысли и
чувства нации в целом , поэтому в них нет места проявлению
индивидуальных черт личности поэта. Его ода состоит из “основного
рассказа от имени одописца, прерываемого монологами-вставками
персонажей : бога, России, царей и цариц” (Серман И . З . Поэтический стиль
Ломоносова / И .З.Серман . – М .;Л ., 1966. – С. 35). Обращаясь к
царственным особам , давая уроки царям, Ломоносов выступает от имени
всей России. В творчестве Ломоносова торжественная , похвальная ода
превращается в поэтический жанр, сумевший вобрать в себя всю идейную
проблематику эпохи и выразить ее с огромной художественной силой . В
своих одах Ломоносов излагает культурную и политическую программу
преобразования России.
Каждая ода Ломоносова посвящена определенной теме. Он пишет о
внешней и внутренней политике России, рассуждает о вопросах войны и
мира, прославляет разум , науку, прогресс, человека, подчинившего себе
природу и т. д. В композиции ломоносовских од, как показывает Серман ,
принят словесно-тематический принцип построения . Развитие поэтической
идеи оды “осуществляется через конфликт, через столкновение двух
полярностей , двух противоположностей… завершающееся , как правило,
конечной победой сил разума и добра” (Серман И . З . – С. 128).
Контрастными началами, к примеру, могут быть мир и огонь, свет и тьма и
др . Метафора и метафоризация становятся основными стилеобразующими
элементами поэтической манеры Ломоносова. Принципами его
поэтического стиля являются высота, великолепие, выразительность.
Система построения ломоносовских од не была поддержана
многочисленными одописцами его времени. Сумароков выступал против
неоправданных перерывов в логическом развитии основной идеи, не
устраивал его и стилистический облик од, метафорическая усложненность
и гиперболичность. Ломоносовская ода была оценена новым поколением
поэтов, видевших в ней выражение его личности, индивидуальности.
Духовные оды Ломоносова
Наряду с одами торжественными в творчестве Ломоносова имеются
произведения подлинно лирические, гораздо более “личные” ,
индивидуальные по своему содержанию , эмоциональному строю и
проблематике – это переложения псалмов . Традиция стихотворных
переложений псалмов в русской поэзии восходила к Симеону Полоцкому,
но Ломоносов и в этой области явился подлинным новатором . Он отбирал
только те из псалмов , которые соответствовали его переживаниям.
Исследователями творчества Ломоносова отмечено, что центральной
темой переложений псалмов является “борьба с врагами” . “Переложения”
23 правду и суд Промы сла, торжествует о величии родимого к рая” (В .К ю х ельбек ер). О да имела строгую ф орму. О бязательны м бы л “лирическ ий беспорядок ”, предполагаю щ ий свободное развитие поэ тическ ой мы сли. К обязательны м э лементам относились пох валы определенному лиц у, нравоучительны е рассуждения, историческ ие и миф ологическ ие образы , обращ ение поэ та к музам, природе и т.д. О да должна бы ла обладать значительной долей э моц ионального воздействия (“э моц иональны й подъ ем, восторг”, с точк и зрения Г.А .Гуковск ого, является “единственной темой” поэ зии Л омоносова). Построение оды бы ло подчинено раск ры тию главной идеи, главного чувства, что определяло к омпозиц ионноеединство всех еечастей. В торжественны х одах Л омоносов стремится вы разить мы сли и чувства нац ии в ц елом, поэ тому в них нет места проявлению индивидуальны х черт личности поэ та. Е го ода состоит из “основного расск аза от имени одописц а, преры ваемого монологами-вставк ами персонажей: бога, России, ц арей и ц ариц ” (Серман И .З. Поэ тическ ий стиль Л омоносова / И .З.Серман. – М .;Л ., 1966. – С. 35). О бращ аясь к ц арственны м особам, давая урок и ц арям, Л омоносов вы ступает от имени всей России. В творчестве Л омоносова торжественная, пох вальная ода превращ ается в поэ тическ ий жанр, сумевш ий вобрать в себя всю идейную проблематик уэ пох и и вы разить ее с огромной х удожественной силой. В своих одах Л омоносов излагает к ультурную и политическ ую программу преобразования России. К аждая ода Л омоносова посвящ ена определенной теме. О н пиш ет о внеш ней и внутренней политик е России, рассуждает о вопросах войны и мира, прославляет разум, науку, прогресс, человек а, подчинивш его себе природуи т.д. В к омпозиц ии ломоносовск их од, к ак пок азы вает Серман, принятсловесно-тематическ ий принц ип построения. Развитиепоэ тическ ой идеи оды “осущ ествляется через к онф лик т, через столк новение двух полярностей, двух противоположностей… заверш аю щ ееся, к ак правило, к онечной победой сил разума и добра” (Серман И .З. – С. 128). К онтрастны ми началами, к примеру, могутбы тьмир и огонь, свети тьма и др. М етаф ора и метаф оризац ия становятся основны ми стилеобразую щ ими э лементами поэ тическ ой манеры Л омоносова. Принц ипами его поэ тическ ого стиля являю тся вы сота, велик олепие, вы разительность. Система построения ломоносовск их од не бы ла поддержана многочисленны ми одописц ами его времени. Сумарок ов вы ступал против неоправданны х переры вов в логическ ом развитии основной идеи, не устраивал его и стилистическ ий облик од, метаф орическ ая усложненность и гиперболичность. Л омоносовск ая ода бы ла оц енена новы м пок олением поэ тов, видевш их в ней вы ражениееголичности, индивидуальности. Ду ховны е оды Л омоносова Н арядус одами торжественны ми в творчестве Л омоносова имею тся произведения подлинно лирическ ие, гораздо более “личны е”, индивидуальны е по своему содержанию , э моц иональному строю и проблематик е – э то переложения псалмов. Т радиц ия стих отворны х переложений псалмов в русск ой поэ зии восх одила к СимеонуПолоц к ому, но Л омоносов и в э той области явился подлинны м новатором. О н отбирал тольк о те из псалмов, к оторы е соответствовали его переживаниям. И сследователями творчества Л омоносова отмечено, что ц ентральной темой переложений псалмов является “борьба с врагами”. “Переложения”
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »