ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
24
отражают и эмоциональную жизнь поэта, и судьбу человека, один на один
ведущего борьбу со злом . Чтобы полнее выразить свои мысли и чувства ,
Ломоносов вводит в свои “Переложения” целый ряд образов, а иногда и
дополнительные строки, которых нет в подлиннике (к примеру, это
касается переложений 143 и 145 псалмов ).
Новым словом в русской литературе явились “Утреннее
размышление о божием величестве” , “Вечернее размышление” и “Ода ,
выбранная из Иова” . Эти произведения впервые стали формой выражения
философских идей автора. “Ода , выбранная из Иова” представляет собой
монолог бога, обращенный к человеку вообще, а не к конкретному лицу,
как это было в книге Иова. Бог оды – воплощенное светлое начало разума
и закономерной творческой воли . Он проявляет себя через законы природы
и сам им подчиняется . В мире исключается все случайное, хаотическое.
Даже чудо удивительно для человека, но внутренне закономерно.
Оба “Размышления” – это оригинальные произведения Ломоносова,
не связанные с духовными текстами. В них звучит мысль о возможности
познания тайн природы на пути научного исследования . Не богословы , а
ученые способны дать ответы на волнующие человечество вопросы . Во
всех явлениях природы действует, с точки зрения Ломоносова , все “та же
сила естества” . В этих одах наука и поэзия образуют гармоничное
единство, что дает исследователям творчества Ломоносова право называть
их образцами научной поэзии.
Не чужды Ломоносову были и жанры сатиры , примером чему
служит “Гимн бороде” . Известны и его драматургические опыты (“Тамира
и Селим”, “Демофонт” ).
Вся деятельность Ломоносова – и в области теории языка и
литературы , и в сфере поэзии – плодотворнейшим образом сказалась на
последующем развитии русской культуры .
А.П .Сумароков
Тексты
Сумароков А . П . Эпистола I (“О русском языке” ); Эпистола II (“О
стихотворстве” ); Димитрий Самозванец ; Рогоносец по воображению ; Наставление
хотящим быти писателями; “Савушка грешен…”; “Терпи, моя душа, терпи различны
муки…”; “Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой…”; “ Мы друг друга любим , что ж
нам в том с тобою ? ” ; О благородстве; Хор ко превратному свету; Жуки и пчелы ;
Коловратность; Ворона и лиса; “Грабители кричат: “Бранит он нас !..”; Оды вздорные
(I-III); Письмо о некоторой заразительной болезни; О домостроительстве; О
стихотворстве камчадалов .
Издания
Сумароков А . П . Избр. произв / А .П.Сумароков. – Л., 1957. Сумароков А . П . Дра-
матические сочинения / А .П.Сумароков. – Л ., 1990. Русская литература XVIII века
/ Сост. Г.П.Макогоненко. – Л ., 1970.
Критическая литература
Белинский В . Г . Речь о критике. Статья II / В .Г.Белинский // Белинский
В . Г . Собр. соч.: В 9 т. – М ., 1979. – Т . 5. – С. 90-111.
Исследования
Берков П . Н . А .П. Сумароков / П.Н .Берков // Русские драматурги XVIII – XIX
вв. – М .;Л ., 1959. – Т . 1. – С. 92-107.
Серман И . З . Русский классицизм / И .З.Серман . – Л .. 1973.
Александрова Е . А . Формы конфликта и характер театральности трагедий
классицизма (на материале А . П . Сумарокова ) / Е .А .Александрова // Проблемы изучения
24 отражаю ти э моц иональную жизнь поэ та, и судьбучеловек а, один на один ведущ его борьбусо злом. Чтобы полнее вы разить свои мы сли и чувства, Л омоносов вводит в свои “Переложения” ц елы й ряд образов, а иногда и дополнительны е строк и, к оторы х нет в подлинник е (к примеру, э то к асается переложений 143 и 145 псалмов). Н овы м словом в русск ой литературе явились “У треннее размы ш ление о божием величестве”, “В ечернее размы ш ление” и “О да, вы бранная из И ова”. Э ти произведения впервы е стали ф ормой вы ражения ф илософ ск их идей автора. “О да, вы бранная из И ова” представляет собой монолог бога, обращ енны й к человек увообщ е, а не к к онк ретномулиц у, к ак э то бы ло в к нигеИ ова. Бог оды – воплощ енное светлое начало разума и зак ономерной творческ ой воли. О н проявляетсебя через зак оны природы и сам им подчиняется. В мире иск лю чается все случайное, х аотическ ое. Д ажечудо удивительнодля человек а, но внутреннезак ономерно. О ба “Размы ш ления” – э то оригинальны е произведения Л омоносова, не связанны е с дух овны ми тек стами. В них звучит мы сль о возможности познания тайн природы на пути научного исследования. Н е богословы , а учены е способны дать ответы на волную щ ие человечество вопросы . В о всех явлениях природы действует, с точк и зрения Л омоносова, все “та же сила естества”. В э тих одах наука и поэ зия образую т гармоничное единство, что даетисследователям творчества Л омоносова право назы вать их образц ами научной поэ зии. Н е чужды Л омоносову бы ли и жанры сатиры , примером чему служит“Гимн бороде”. И звестны и его драматургическ иеопы ты (“Т амира и Селим”, “Д емоф онт”). В ся деятельность Л омоносова – и в области теории язы к а и литературы , и в сф ере поэ зии – плодотворнейш им образом ск азалась на последую щ ем развитии русск ой к ультуры . А.П .Сумароков Т екс ты Сумарок ов А .П. Э пистола I (“О русск ом язы к е”); Э пистола II (“О стих отворстве”); Д имитрий Самозванец ; Рогоносец по воображению ; Н аставление х отящ им бы ти писателями; “Савуш к а греш ен… ”; “Т ерпи, моя душ а, терпи различны мук и… ”; “Н егрусти, мой свет! М негрустно и самой… ”; “ М ы друг друга лю бим, что ж нам в том с тобою ?”; О благородстве; Х ор к о превратномусвету; Ж ук и и пчелы ; К оловратность; В орона и лиса; “Грабители к ричат: “Бранит он нас!..”; О ды вздорны е (I-III); Письмо о нек оторой заразительной болезни; О домостроительстве; О стих отворствек амчадалов. И зд ани я Сумарок ов А .П. И збр. произв / А .П.Сумарок ов. – Л ., 1957. Сумарок ов А .П. Д ра- матическ иесочинения / А .П.Сумарок ов. – Л ., 1990. Русск ая литература XVIII век а / Сост. Г.П.М ак огоненк о. – Л ., 1970. Кри ти ч ес кая ли тература Белинск ий В .Г. Речь о к ритик е. Статья II / В .Г.Белинск ий // Белинск ий В .Г. Собр. соч.: В 9 т. – М ., 1979. – Т . 5. – С. 90-111. И с с ледовани я Берк ов П.Н . А .П. Сумарок ов / П.Н .Берк ов // Русск ие драматурги XVIII – XIX вв. – М .;Л ., 1959. – Т . 1. – С. 92-107. Серман И .З. Русск ий к лассиц изм / И .З.Серман. – Л .. 1973. А лек сандрова Е .А . Ф ормы к онф лик та и х арак тер театральности трагедий к лассиц изма (на материалеА .П.Сумарок ова) / Е .А .А лек сандрова // Проблемы изучения
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »