История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
жанров, дает правила для разработки каждого из них , утверждает , что
стиль должен соответствовать содержанию и назначению произведения .
Трагедии Сумарокова
Судьба Сумарокова непосредственно связана с историей русского
театра. Необходимо изучить основные этапы его создания , уяснить ту
значительную роль, которую сыграл Сумароков в деле становления
театрального искусства в России, чтобы представить себе, насколько
заслуженной была литературная слава драматурга. Нужно отметить, какое
важное место в жанровой системе классицизма занимала трагедия . Она
считалась ценнейшим видом творчества, наиболее ответственным и
социально значимым. Пока русский классицизм не имел трагедии, он не
мог считаться победившим , не мог равняться с западными литературами.
Прежде чем приступить к непосредственному изучению сумароковских
трагедий , нужно ознакомиться с основными характеристиками этого
жанра.
В своей творческой практике Сумароков следовал всем внешним
правилам классицизма. Им был усвоен метод отвлеченно-схематического
показа идей . Его трагедии статичны , обладают упрощенной композицией ,
их действующими лицами являются цари, князья и вельможи. Драматург
соблюдает единство места, времени, действия в композиции, речь его
героев приподнята и возвышенна. Однако бесстрастный анализ страстей
Сумароков заменил моралистической оценкой своих героев.
Специфической чертой трагедий Сумарокова является и преобладание в
них счастливых развязок добродетель идеальных героев автор хотел
увенчать счастливым финалом . Обычно сумароковские трагедии
разделяют на две группы в зависимости от конфликта: трагедии
политического характера (к примеру, Димитрий Самозванец”) и трагедии
морально-психологические (к примеру, Синав и Трувор”).
В основу трагедий Сумароковым положено его понимание учения о
страстях и разуме, чести. Честь является главным мерилом поведения
героев, она противополагается страстям, силам стихийным и
разрушительным. Отсюда и деление персонажей на две категории: герои,
руководствующиеся страстями, и герои , приобщившиеся к разуму.
Последние в своих поступках следуют моральной норме, или чести. К
правителям драматург предъявляет жесткие требования : стать праведным
монархом можно только на пути подчинения страстей разуму. Злодей ,
противостоящий закону, становится тираном . Сумароковский злодей
вполне осознает, что он преступает закон , и не ищет себе оправдания .
Действовать иначе он не может такова его природа . Все качества злодея
вполне свойственны Димитрию Самозванцу. В душе героев другой
категории страсти могут лишь временно одержать верх над разумом
человек осознает свою неправоту и выиграет сражение с самим собой .
Особенности художественного воплощения этико-эстетических
представлений Сумарокова предлагается рассмотреть на примере трагедии
Димитрий Самозванец”.
Жанровый состав творчества Сумарокова
Сумароков испробовал свои силы практически во всех жанрах
классицизма. Принял он деятельное участие и в разработке комедийного
репертуара, хотя современники ставили созданные им комедии гораздо
ниже трагедий . Комедия для Сумарокова служила сильным полемическим
или сатирическим оружием . Комедии его условны , первые можно назвать
                                       26
жанров, дает правила для разработк и к аждого из них , утверждает, что
стильдолжен соответствоватьсодержанию и назначению произведения.
                                Тр агеди и Су мар ок ова
       Судьба Сумарок ова непосредственно связана с историей русск ого
театра. Н еобх одимо изучить основны е э тапы его создания, уяснить ту
значительную роль, к оторую сы грал Сумарок ов в деле становления
театрального иск усства в России, чтобы представить себе, наск ольк о
заслуженной бы ла литературная слава драматурга. Н ужно отметить, к ак ое
важное место в жанровой системе к лассиц изма занимала трагедия. О на
считалась ц еннейш им видом творчества, наиболее ответственны м и
соц иально значимы м. Пок а русск ий к лассиц изм не имел трагедии, он не
мог считаться победивш им, не мог равняться с западны ми литературами.
Прежде чем приступить к непосредственномуизучению сумарок овск их
трагедий, нужно ознак омиться с основны ми х арак теристик ами э того
жанра.
       В своей творческ ой прак тик е Сумарок ов следовал всем внеш ним
правилам к лассиц изма. И м бы л усвоен метод отвлеченно-сх ематическ ого
пок аза идей. Е го трагедии статичны , обладаю т упрощ енной к омпозиц ией,
их действую щ ими лиц ами являю тся ц ари, к нязья и вельможи. Д раматург
соблю дает единство места, времени, действия в к омпозиц ии, речь его
героев приподнята и возвы ш енна. О днак о бесстрастны й анализ страстей
Сумарок ов заменил моралистическ ой                оц енк ой     своих      героев.
Спец иф ическ ой чертой трагедий Сумарок ова является и преобладание в
них счастливы х развязок – добродетель идеальны х героев автор х отел
увенчать счастливы м ф иналом. О бы чно сумарок овск ие трагедии
разделяю т на две группы в зависимости от к онф лик та: трагедии
политическ ого х арак тера (к примеру, “Д имитрий Самозванец ”) и трагедии
морально-псих ологическ ие(к примеру, “Синав и Т рувор”).
       В основутрагедий Сумарок овы м положено его понимание учения о
страстях и разуме, чести. Честь является главны м мерилом поведения
героев, она противополагается страстям, силам стих ийны м и
разруш ительны м. О тсю да и деление персонажей на две к атегории: герои,
руководствую щ иеся страстями, и герои, приобщ ивш иеся к разуму.
Последние в своих поступк ах следую т моральной норме, или чести. К
правителям драматург предъ являет жестк ие требования: стать праведны м
монарх ом можно тольк о на пути подчинения страстей разуму. Злодей,
противостоящ ий зак ону, становится тираном. Сумарок овск ий злодей
вполне осознает, что он преступает зак он, и не ищ ет себе оправдания.
Д ействовать иначеон не может– так ова его природа. В сек ачества злодея
вполне свойственны Д имитрию Самозванц у. В душ е героев другой
к атегории страсти могут лиш ь временно одержать верх над разумом –
человек осознает свою неправотуи вы играет сражение с самим собой.
О собенности      х удожественного         воплощ ения       э тик о-э стетическ их
представлений Сумарок ова предлагается рассмотретьна примеретрагедии
“Д имитрий Самозванец ”.
                    Ж анр овы й сост ав т вор чест ва Су мар ок ова
        Сумарок ов испробовал свои силы прак тическ и во всех жанрах
к лассиц изма. Принял он деятельное участие и в разработк е к омедийного
репертуара, х отя современник и ставили созданны е им к омедии гораздо
ниже трагедий. К омедия для Сумарок ова служила сильны м полемическ им
или сатирическ им оружием. К омедии его условны , первы е можно назвать