ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
30
Драматургия 1760-х годов.
В последней трети XVIII века активно заявляют о себе новые
тенденции в драматургии. На сценах кроме классицистических трагедий и
комедий появляются пьесы в новых жанрах . К ним относятся “слезные
комедии”, или “мещанские драмы”, востребованные более
демократическим зрителем . Примером такой пьесы может служить
“Евгения” Бомарше, по поводу которой в 1770 году Сумароков написал
возмущенное письмо Вольтеру. Глава французского классицизма
Сумарокова поддержал, согласившись с его мнением , что пьеса в
подобном роде “и не комедия , и не трагедия”. Однако остановить
начавшийся процесс обновления драматургии было невозможно –
“мещанские драмы” стали составлять русский национальный репертуар. В
среде писателей демократической ориентации выделяется В . И .Лукин , с
1765 года служащий секретарем управляющего петербургским театром
И . П . Елагина. Ему принадлежит первый русский образец “слезной
комедии” – “Мот, любовию исправленный” (1765). С 1763 года Лукин
переводит французские комедии, “склоняя их на русские нравы”, по сути
переделывая в соответствии с социально-бытовыми особенностями жизни
России. Резко отрицательно относился к Лукину не только Сумароков . Его
произведения подвергались критике в журналах Новикова и Эмина, против
них выступал молодой Фонвизин . Лукин же справедливо считал, что
современные ему пьесы , в том числе и комедии Сумарокова , не отражают
реальную русскую действительность, поскольку слишком слепо
подражают европейским образцам . В своих призывах изображать русскую
жизнь Лукин был прав, но выдвигаемая им программа была
недостаточной : он не ставил задачи создания самобытного национального
репертуара. Содержание пьес Лукина отличалось известным
демократизмом , который сказался в интересе драматурга к публичному
театру с его разночинным зрителем . Но все же по занимаемой им
литературно-общественной позиции Лукин был ближе к официально-
правительственному лагерю – он обрел поддержку в лице
“Всякой всячины” и терпел нападки со стороны передовых сатирических
журналов. С середины 1770-х годов драматург отказался от литературной
деятельности. Образцы национальной драматургии дал Фонвизин
комедиями “Бригадир” и “Недоросль” .
Д.И .Фонвизин. Литературная и
общественно - политическая позиция
Тексты
Фонвизин Д . И . Лисица-казнодей ; Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и
Петрушке; Бригадир ; Недоросль; Опыт российского сословника; “Вопросы”
сочинителю ; Всеобщая придворная грамматика; Чистосердечное признание в делах
моих и помышлениях .
Издания
Фонвизин Д . И . Собр. соч.: В 2 т. / Д .И .Фонвизин . – М .; Л ., 1959; М ., 1982.
Фонвизин Д . И . Избр. / Д .И .Фонвизин . – М ., 1983. Фонвизин Д . И . Драматургия , поэзия ,
проза / Д .И .Фонвизин . – М ., 1989.
Критическая литература
30 Драматурги я 1760-х годов. В последней трети XVIII век а ак тивно заявляю т о себе новы е тенденц ии в драматургии. Н а сц енах к ромек лассиц истическ их трагедий и к омедий появляю тся пьесы в новы х жанрах . К ним относятся “слезны е к омедии”, или “мещ анск ие драмы ”, востребованны е более демок ратическ им зрителем. Примером так ой пьесы может служить “Е вгения” Бомарш е, по поводук оторой в 1770 годуСумарок ов написал возмущ енное письмо В ольтеру. Глава ф ранц узск ого к лассиц изма Сумарок ова поддержал, согласивш ись с его мнением, что пьеса в подобном роде “и не к омедия, и не трагедия”. О днак о остановить начавш ийся проц есс обновления драматургии бы ло невозможно – “мещ анск ие драмы ” стали составлять русск ий нац иональны й репертуар. В среде писателей демок ратическ ой ориентац ии вы деляется В .И .Л укин, с 1765 года служащ ий сек ретарем управляю щ его петербургск им театром И .П.Е лагина. Е му принадлежит первы й русск ий образец “слезной к омедии” – “М от, лю бовию исправленны й” (1765). С 1763 года Л укин переводит ф ранц узск ие к омедии, “ск лоняя их на русск ие нравы ”, по сути переделы вая в соответствии с соц иально-бы товы ми особенностями жизни России. Резк о отриц ательно относился к Л укинунетольк о Сумарок ов. Е го произведения подвергалиськ ритик ев журналах Н овик ова и Э мина, против них вы ступал молодой Ф онвизин. Л укин же справедливо считал, что современны е емупьесы , в том числе и к омедии Сумарок ова, не отражаю т реальную русск ую действительность, поск ольк у слиш к ом слепо подражаю тевропейск им образц ам. В своих призы вах изображать русск ую жизнь Л укин бы л прав, но вы двигаемая им программа бы ла недостаточной: он не ставил задачи создания самобы тного нац ионального репертуара. Содержание пьес Л укина отличалось известны м демок ратизмом, к оторы й ск азался в интересе драматурга к публичному театру с его разночинны м зрителем. Н о все же по занимаемой им литературно-общ ественной позиц ии Л укин бы л ближе к оф иц иально- правительственному лагерю – он обрел поддержк у в лиц е “В сяк ой всячины ” и терпел нападк и со стороны передовы х сатирическ их журналов. С середины 1770-х годов драматург отк азался от литературной деятельности. О бразц ы нац иональной драматургии дал Ф онвизин к омедиями “Бригадир” и “Н едоросль”. Д.И .Ф онви зи н. Л и тературная и общ ес твенно-п оли ти ч ес кая п ози ц и я Т екс ты Ф онвизин Д .И . Л исиц а-к азнодей; Послание к слугам моим Ш умилову, В аньк еи Петруш к е; Бригадир; Н едоросль; О пы т российск ого сословник а; “В опросы ” сочинителю ; В сеобщ ая придворная грамматик а; Чистосердечное признание в делах моих и помы ш лениях . И зд ани я Ф онвизин Д .И . Собр. соч.: В 2 т. / Д .И .Ф онвизин. – М .; Л ., 1959; М ., 1982. Ф онвизин Д .И . И збр. / Д .И .Ф онвизин. – М ., 1983. Ф онвизин Д .И . Д раматургия, поэ зия, проза / Д .И .Ф онвизин. – М ., 1989. Кри ти ч ес кая ли тература
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »