ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
32
политический манифест всей его политической группы . Оно называлось
“Рассуждение о истребившийся в России совсем всякой форме
государственного правления”. Предназначалось “Рассуждение” для
будущего императора Павла Петровича в качестве руководства при
проведении им реформ. В дальнейшем оно стало известно декабристам и
сделалось одним из рукописных пропагандистских произведений ,
использованных тайным обществом . В 1783 году, после постановки в 1782
году “Недоросля” на сцене, Фонвизин выступает с рядом очерков в
журнале “Собеседник любителей российского слова” , издававшимся
княгиней Дашковой при участии императрицы . Самым острым
сатирическим его выступлением можно назвать “Вопросы”, обращенные к
сочинителю фельетонов “Былей и небылицы”, которым была Екатерина II.
Императрица самолично ответила на “Вопросы”, касающиеся
политической и государственной жизни России, причем ответы носили
угрожающий характер (к примеру, на вопрос “От чего в век
законодательный никто в сей части не помышляет отличиться ?”,
последовал ответ: “Оттого, что сие не есть дело всякого” ). После грозных
нападок императрицы на “Вопросы” Фонвизин вынужден был написать
покаянное объяснение.
Последние годы жизни Фонвизина были тяжелыми. После смерти
Панина (1783) он вышел в отставку и почти прекратил литературную
деятельность. Ему отказали в издании журнала “Друг честных людей , или
Стародум”, не разрешили переводить Тацита. Смерть прервала его работу
над мемуарами “Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях”.
Литературное творчество
Первое из дошедших до нас оригинальных литературных
произведений Фонвизина – басня “Лисица-казнодей”. Басня Фонвизина
представляет собой злую пародию на панегирики царям, причем написана
она около 1762-1763 годов , вскоре после смерти Елизаветы Петровны .
Этот факт заставляет предположить, что у басни был конкретный адресат –
в таком случае ее сатирическая сила только увеличивается . Басня написана
в сумароковской манере, но даже в стихотворении Фонвизин выступает
как драматург – его почти полностью заполняет диалог . Диалогом - сатирой
является и “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке” , в
котором ярко проявляется религиозное вольномыслие молодого
Фонвизина.
Дарование драматурга вполне проявилось в оригинальных комедиях
Фонвизина, свободных от стеснявшей его стихотворной формы . Большой
успех имела комедия “Бригадир”, в которой дан собирательный образ
целого сословия . В пьесе трудно выделить главного героя – каждый
персонаж существует не только сам по себе, но и дополняет коллективный
портрет русского дворянства. Традиционный для комедии классицизма
любовный сюжет драматург использовал в целях сатирического
разоблачения дворянского сословия .
Героев “Бригадира” объединяет тема “глупости”. У каждого из них
имеется свое понимание “ума”, которое разоблачается перед зрителем как
невежество, отсутствие образованности, безнравственность. Комического
эффекта драматург достигает , демонстрируя полное несоответствие
поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. Для русской
драматургии “Бригадир” был новым явлением в жанровом отношении.
Это была “комедия нравов” , в которой характер героя не всегда
32 политическ ий маниф ест всей его политическ ой группы . О но назы валось “Рассуждение о истребивш ийся в России совсем всяк ой ф орме государственного правления”. Предназначалось “Рассуждение” для будущ его императора Павла Петровича в к ачестве руководства при проведении им реф орм. В дальнейш ем оно стало известно дек абристам и сделалось одним из рукописны х пропагандистск их произведений, использованны х тайны м общ еством. В 1783 году, послепостановк и в 1782 году “Н едоросля” на сц ене, Ф онвизин вы ступает с рядом очерк ов в журнале “Собеседник лю бителей российск ого слова”, издававш имся к нягиней Д аш к овой при участии императриц ы . Самы м остры м сатирическ им его вы ступлением можно назвать “В опросы ”, обращ енны ек сочинителю ф ельетонов “Бы лей и небы лиц ы ”, к оторы м бы ла Е к атерина II. И мператриц а самолично ответила на “В опросы ”, к асаю щ иеся политическ ой и государственной жизни России, причем ответы носили угрожаю щ ий х арак тер (к примеру, на вопрос “О т чего в век зак онодательны й ник то в сей части не помы ш ляет отличиться?”, последовал ответ: “О ттого, что сие не есть дело всяк ого”). После грозны х нападок императриц ы на “В опросы ” Ф онвизин вы нужден бы л написать пок аянноеобъ яснение. Последние годы жизни Ф онвизина бы ли тяжелы ми. После смерти Панина (1783) он вы ш ел в отставк у и почти прек ратил литературную деятельность. Е муотк азали в издании журнала “Д руг честны х лю дей, или Стародум”, не разреш или переводить Т ац ита. Смерть прервала его работу над мемуарами “Чистосердечноепризнаниев делах моих и помы ш лениях ”. Л и т ер ат у р ное т вор чест во Первое из дош едш их до нас оригинальны х литературны х произведений Ф онвизина – басня “Л исиц а-к азнодей”. Басня Ф онвизина представляет собой злую пародию на панегирик и ц арям, причем написана она ок оло 1762-1763 годов, вск оре после смерти Е лизаветы Петровны . Э тотф ак тзаставляетпредположить, что убасни бы л к онк ретны й адресат– в так ом случаееесатирическ ая сила тольк о увеличивается. Басня написана в сумарок овск ой манере, но даже в стих отворении Ф онвизин вы ступает к ак драматург – его почти полностью заполняетдиалог. Д иалогом-сатирой является и “Послание к слугам моим Ш умилову, В аньк е и Петруш к е”, в к отором ярк о проявляется религиозное вольномы слие молодого Ф онвизина. Д арованиедраматурга вполне проявилось в оригинальны х к омедиях Ф онвизина, свободны х от стеснявш ей его стих отворной ф ормы . Больш ой успех имела к омедия “Бригадир”, в к оторой дан собирательны й образ ц елого сословия. В пьесе трудно вы делить главного героя – к ажды й персонаж сущ ествуетнетольк о сам по себе, но и дополняетк оллек тивны й портрет русск ого дворянства. Т радиц ионны й для к омедии к лассиц изма лю бовны й сю жет драматург использовал в ц елях сатирическ ого разоблачения дворянск огосословия. Героев “Бригадира” объ единяет тема “глупости”. У к аждого из них имеется свое понимание “ума”, к оторое разоблачается перед зрителем к ак невежество, отсутствие образованности, безнравственность. К омическ ого э ф ф ек та драматург достигает, демонстрируя полное несоответствие поведения персонажей здравомусмы слуи моральной норме. Д ля русск ой драматургии “Бригадир” бы л новы м явлением в жанровом отнош ении. Э то бы ла “к омедия нравов”, в к оторой х арак тер героя не всегда
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »