История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

33
определялся одной исчерпывающей чертой . Фонвизин объясняет
поведение действующих лиц биографическими обстоятельствами (в этом
отношении показателен образ Акулины Тимофеевны ), связывает его с
русским бытом . Фонвизин далек от прямого обличения , его оружие смех ,
что дает право исследователям сближать Бригадира” с комедиями
положений”. Осмеиваемым персонажам противопоставлены
положительные лица Софья и Добролюбов, выразители авторских идей .
Фонвизин складывался как писатель в школе Сумарокова и Хераскова, что
и обусловило многие художественные особенности Бригадира” . Это
статичность персонажей , словесное определение масок .
Явление гораздо более высокого порядка и в жанровом , и в идейном
смысле представляет собой Недоросль” . Темой комедии становится
главный конфликт социально-политической жизни России произвол
помещиков и бесправие крепостных. Драматическим конфликтом
Недоросля”, - пишет Г . Макогоненко, - является борьба прогрессивно
настроенных передовых дворян Правдина и Стародума с
крепостниками Простаковыми и Скотининым” (Макогоненко Г. От
Фонвизина до Пушкина / Г.Макогоненко. М ., 1969. С. 339).
Положительные персонажи в Бригадире” не были включены в интригу, в
Недоросле” же они составляют активную силу пьесы . Фонвизин
отказывается от традиционной для комедии классицизма любовной
интриги, поэтому борьба женихов за Софью не организует действия , а
нужна писателю лишь для комической обрисовки обличаемых героев.
Открыто звучит в Недоросле” тема бедственности для России
крепостного права, развращающего не только крепостников , но и их
крепостных.
Новаторство драматурга проявилось и в создании образов
положительных героев, причем для просветителя Фонвизина большое
значение имело то воспитательное воздействие, которое Стародум ,
Правдин , Милон и Софья могли оказать на зрителя и читателя .
Относительно положительных героев в исследовательской литературе
существует два рода мнений . Одни исследователи видят в них резонеров ,
не принимающих непосредственного участия в действии, лишенных
личных индивидуальных характеров. Другие, напротив, считают, что
положительные герои раскрываются именно в действии и выступают в
комедии как люди одного типа сознания , противостоящие миру
Простаковых и Скотининых.
Характер Простаковой можно назвать художественным открытием
Фонвизина: эта героиня, являя собой яркий тип русской помещицы ,
раскрыта и как индивидуальный характер . Жизненная достоверность
образов, создание типических характеров отрицательных персонажей ,
точность воссоздания провинциального дворянского быта и социальных
отношений , обличение определенных социальных обстоятельств,
порождающих порочную практику людей , позволило ряду исследователей
увидеть в Недоросле” черты просветительского реализма. В методе
Фонвизина сильны и следы классицистического нормативизма: условное
деление персонажей на отрицательных и положительных, черты
резонерства в образе Стародума, наличие говорящих” имен и др . И все же
именно Недоросль” открывал новый путь развития русской комедии,
делая ее общественной”, народной”; по этому пути пойдет Грибоедов в
комедии Горе от ума”, а опыт предшественников Фонвизина и
                                     33
определялся одной исчерпы ваю щ ей чертой. Ф онвизин объ ясняет
поведение действую щ их лиц биограф ическ ими обстоятельствами (в э том
отнош ении пок азателен образ А к улины Т имоф еевны ), связы вает его с
русск им бы том. Ф онвизин далек отпрямого обличения, его оружие– смех ,
что дает право исследователям сближать “Бригадира” с “к омедиями
положений”.        О смеиваемы м      персонажам        противопоставлены
положительны е лиц а – Соф ья и Д обролю бов, вы разители авторск их идей.
Ф онвизин ск лады вался к ак писательв ш к олеСумарок ова и Х ераск ова, что
и обусловило многие х удожественны е особенности “Бригадира”. Э то
статичностьперсонажей, словесноеопределениемасок .
       Я влениегораздо болеевы сок ого порядк а и в жанровом, и в идейном
смы сле представляет собой “Н едоросль”. Т емой к омедии становится
главны й к онф лик т соц иально-политическ ой жизни России – произвол
помещ ик ов и бесправие к репостны х . “Д раматическ им к онф лик том
“Н едоросля”, - пиш ет Г.М ак огоненк о, - является борьба прогрессивно
настроенны х передовы х дворян – Правдина и Стародума – с
к репостник ами – Простак овы ми и Ск отинины м” (М ак огоненк о Г. О т
Ф онвизина до Пуш к ина / Г.М ак огоненк о. – М ., 1969. – С. 339).
Положительны еперсонажи в “Бригадире” не бы ли вк лю чены в интригу, в
“Н едоросле” же они составляю т ак тивную силу пьесы . Ф онвизин
отк азы вается от традиц ионной для к омедии к лассиц изма лю бовной
интриги, поэ томуборьба жених ов за Соф ью не организует действия, а
нужна писателю лиш ь для к омическ ой обрисовк и обличаемы х героев.
О тк ры то звучит в “Н едоросле” тема бедственности для России
к репостного права, развращ аю щ его не тольк о к репостник ов, но и их
к репостны х .
       Н оваторство драматурга проявилось и в создании образов
положительны х героев, причем для просветителя Ф онвизина больш ое
значение имело то воспитательное воздействие, к оторое Стародум,
Правдин, М илон и Соф ья могли ок азать на зрителя и читателя.
О тносительно положительны х героев в исследовательск ой литературе
сущ ествует два рода мнений. О дни исследователи видят в них резонеров,
не принимаю щ их непосредственного участия в действии, лиш енны х
личны х индивидуальны х х арак теров. Д ругие, напротив, считаю т, что
положительны е герои раск ры ваю тся именно в действии и вы ступаю т в
к омедии к ак лю ди одного типа сознания, противостоящ ие миру
Простак овы х и Ск отинины х .
       Х арак тер Простак овой можно назвать х удожественны м отк ры тием
Ф онвизина: э та героиня, являя собой ярк ий тип русск ой помещ иц ы ,
раск ры та и к ак индивидуальны й х арак тер. Ж изненная достоверность
образов, создание типическ их х арак теров отриц ательны х персонажей,
точность воссоздания провинц иального дворянск ого бы та и соц иальны х
отнош ений, обличение определенны х           соц иальны х  обстоятельств,
порождаю щ их порочную прак тик улю дей, позволило рядуисследователей
увидеть в “Н едоросле” черты просветительск ого реализма. В методе
Ф онвизина сильны и следы к лассиц истическ ого нормативизма: условное
деление персонажей на отриц ательны х и положительны х , черты
резонерства в образеСтародума, наличие“говорящ их ” имен и др. И всеже
именно “Н едоросль” отк ры вал новы й путь развития русск ой к омедии,
делая ее “общ ественной”, “народной”; по э томупути пойдет Грибоедов в
к омедии “Горе от ума”, а опы т предш ественник ов – Ф онвизина и