ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
34
Грибоедова – поможет Гоголю в создании комедии “Ревизор”. По словам
Белинского, “Недоросль” , “Горе от ума” и “Ревизор” в короткое время
сделались народными драматическими пиесами”.
Русская драматургия 1770-1790-х годов
Тексты
Попов М . И . Анюта; Княжнин Я . Б . Вадим Новгородский ; Капнист В .В . Ябеда .
Издания
Княжнин Я . Б . Избр. произв. / Я .Б.Княжнин – Л., 1961; Я.Б.Княжнин Избр. /
Я .Б.Княжнин . – М ., 1991. Капнист В .В . Избр. соч.: В 2 т. / В .В .Капнист. – М .; Л ., 1960;
Капнист В .В . Избр. произвед / В .В .Капнист. – Л ., 1973. Стихотворная комедия ,
комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX века. – Л ., 1990. – Т . 1-2. Русская
литература. Век XVIII. Трагедия . – М ., 1991.
Исследования
Битнер Г . В . Капнист / Г.В .Битнер // История русской литературы : В 10 т. – М .;
Л ., 1947. – Т .4. – С. 485-500.
Кулакова Л . И . Жизнь и творчество Я . Б . Княжнина / Л .И .Кулакова // Княжнин
Я . Б . Избр. произвед. – Л ., 1961. – С. 48-58.
Стенник Ю . Н . Жанр трагедии в русской литературе / Ю .Н .Стенник . – Л ., 1981. –
С. 95-125.
Прийма Ф .Я. Тема новгородской свободы в русской литературе конца XVIII –
начала XIX века / Ф .Я .Прийма // На путях к романтизму. – Л ., 1984. – С. 100-138.
Гурвич И . Необычная трагедия (О “Вадиме Новгородском” Княжнина) /
И .Гурвич // Вопросы литературы . – 1987. - № 2. – С. 192-201.
1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первых
образцов комической оперы , жанра небольшого театрально-музыкального
представления , сочетавшего музыку и пение с разговорной речью . Она
выводила на сцену представителей “низших” классов – крестьян и
ремесленников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило
поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым
демократическим зрителем . Крестьянская жизнь изображается в
комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В
репертуаре появляются произведения , представляющие жизнь крестьян в
идиллических тонах , далеких от реальной действительности (В .И .Майков
“Деревенский праздник , или увенчанная добродетель” ). Им противостоит
опера, насыщенная элементами народности и социальной сатиры ,
рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы
“Несчастье от кареты” Я.Б.Княжнина, “Розана и Любим” Н .П.Николева,
“Кофейница” И . А . Крылова .
Первым образцом оригинальной комической оперы стала “Анюта”
М . И . Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале.
В последней трети века продолжают развиваться и традиции
сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция
проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для
выражения гражданских чувств. Яркими образцами русской
тираноборческой трагедии XVIII века явились “Сорена и Замир” Николева
и в особенности “Вадим Новгородский” Княжнина.
Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд
произведений : она обличает масонство в комедиях “Обманщик”,
“Обольщенный”, “Шаман Сибирской”, стремится дискредитировать
тираноборческие тенденции в “Историческом представлении из жизни
Рюрика” . Один из эпизодов последней пьесы должен был увеличить
34 Грибоедова – поможет Гоголю в создании к омедии “Ревизор”. По словам Белинск ого, “Н едоросль”, “Горе от ума” и “Ревизор” в к оротк ое время сделалисьнародны ми драматическ ими пиесами”. Рус с кая драматурги я 1770-1790-х годов Т екс ты Попов М .И . А ню та; К няжнин Я .Б. В адим Н овгородск ий; К апнистВ .В . Я беда. И зд ани я К няжнин Я .Б. И збр. произв. / Я .Б.К няжнин – Л ., 1961; Я .Б.К няжнин И збр. / Я .Б.К няжнин. – М ., 1991. К апнистВ .В . И збр. соч.: В 2 т. / В .В .К апнист. – М .; Л ., 1960; К апнист В .В . И збр. произвед / В .В .К апнист. – Л ., 1973. Стих отворная к омедия, к омическ ая опера, водевильк онц а XVIII – начала XIX век а. – Л ., 1990. – Т . 1-2. Русск ая литература. В ек XVIII. Т рагедия. – М ., 1991. И с с ледовани я Битнер Г.В . К апнист / Г.В .Битнер // И стория русск ой литературы : В 10 т. – М .; Л ., 1947. – Т .4. – С. 485-500. К улак ова Л .И . Ж изнь и творчество Я .Б.К няжнина / Л .И .К улак ова // К няжнин Я .Б. И збр. произвед. – Л ., 1961. – С. 48-58. Стенник Ю .Н . Ж анр трагедии в русск ой литературе/ Ю .Н .Стенник . – Л ., 1981. – С. 95-125. Прийма Ф .Я . Т ема новгородск ой свободы в русск ой литературе к онц а XVIII – начала XIX век а / Ф .Я .Прийма // Н а путях к романтизму. – Л ., 1984. – С. 100-138. Гурвич И . Н еобы чная трагедия (О “В адиме Н овгородск ом” К няжнина) / И .Гурвич // В опросы литературы . – 1987. - № 2. – С. 192-201. 1770-е годы в русск ой драматургии отмечены появлением первы х образц ов к омическ ой оперы , жанра небольш ого театрально-музы к ального представления, сочетавш его музы к уи пение с разговорной речью . О на вы водила на сц ену представителей “низш их ” к лассов – к рестьян и ремесленник ов, сочетала в себе смеш ное и печальное, что противоречило поэ тик е к лассиц изма. К омическ ая опера бы ла востребована новы м демок ратическ им зрителем. К рестьянск ая жизнь изображается в к омическ их операх в зависимости от идейны х позиц ий ее авторов. В репертуаре появляю тся произведения, представляю щ ие жизнь к рестьян в идиллическ их тонах , далек их от реальной действительности (В .И .М айк ов “Д еревенск ий праздник , или увенчанная добродетель”). И м противостоит опера, насы щ енная э лементами народности и соц иальной сатиры , рисую щ ая бесправие, подневольное состояние к рестьянства. Т ак овы “Н есчастье от к ареты ” Я .Б.К няжнина, “Розана и Л ю бим” Н .П.Н ик олева, “К оф ейниц а” И .А .К ры лова. Первы м образц ом оригинальной к омическ ой оперы стала “А ню та” М .И .Попова, сю жетк оторой построен на русск ом бы товом материале. В последней трети век а продолжаю т развиваться и традиц ии сумарок овск ого к лассиц изма. С особой наглядностью э та тенденц ия проявилась в жанре к лассическ ой трагедии, самом подх одящ ем для вы ражения гражданск их чувств. Я рк ими образц ами русск ой тираноборческ ой трагедии XVIII век а явились“Сорена и Замир” Н ик олева и в особенности “В адим Н овгородск ий” К няжнина. В о второй половине 1780-х годов Е к атерина II пиш ет ряд произведений: она обличает масонство в к омедиях “О бманщ ик ”, “О больщ енны й”, “Ш аман Сибирск ой”, стремится диск редитировать тираноборческ ие тенденц ии в “И сторическ ом представлении из жизни Рю рик а”. О дин из э пизодов последней пьесы должен бы л увеличить
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »