История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

35
торжество принципа самодержавия он рассказывал о восстании Вадима
против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную
Екатериной тему подхватил Княжнин . В основу конфликта трагедии
Вадим Новгородский” им было положено столкновение монархических и
республиканских идей , воплощенных в образах Рурика и Вадима. Рурик в
изображении Княжнина является идеальным просвещенным” монархом ,
давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не
личная корысть, а честь” . Для Вадима же Рурик тиран только потому,
что он монарх . Его гражданским идеалом является древняя новгородская
вольность герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу
свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь
владеть им . И все же дух Вадима остается несломленным, и моральную
победу одерживает именно он .
Вадим Новгородский” Княжнина написан с соблюдением основных
правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность
постановки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной
различных толкований ее идейного смысла. Екатерина II увидела в
Вадиме Новгородском” опасную и антиправительственную тему. Сенат
вынес решение сжечь книгу публично.
Новгородская” тема звучит в XVIII веке не только в трагедии
Княжнина. Она поднимается Радищевым в Путешествии из Петербурга в
Москву” , Карамзиным в повести Марфа Посадница, или покорение
Новгорода”. Во всех перечисленных произведениях исторический сюжет
явился основой для решения политических проблем современности, в
связи с этим необходимо осмыслить причины активной разработки темы
древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII века. Эта
литературная традиция нашла свое продолжение в произведениях русских
классиков XIX столетия тема вольного Новгорода стала одной из
основных тем поэтов - декабристов, к ней обращается Пушкин и Лермонтов.
Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса
В . В . Капниста Ябеда” (написана в 1793-1794 гг., поставлена в 1798),
принадлежащая , по словам Белинского, “к исторически важным явлениям
русской литературы , как смелое и решительное нападение на
крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество
прежнего времени”. Тема Ябеды” произвол бюрократического аппарата.
Все судейские чиновники от председателя судебной палаты до ее
секретаря мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В
конце комедии порок наказывается, но все ее действие проникнуто
мыслью о неизбежности судебного произвола , так что торжество
добродетели носит условный характер . Это было очевидно для Павла, на
годы правления которого пришлось появление Ябеды” в печати и на
сцене, поэтому после четырех представлений пьеса была запрещена.
Ябеда” написана по всем правилам классицизма, но от комедий
подобного рода она отличается тем , что в ней нет центрального
отрицательного характера: ее героем является суд , судебные порядки. Это
не столько комедия , сколько социальная сатира, в которой больше
страшного, чем смешного.
Показательна и драматургическая деятельность П . А . Плавильщикова
в плане требований создания русской самобытной драматургии на
национальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил
драматургии классицизма трагедия Ермак” (1803) написана им прозой ,
                                      35
торжество принц ипа самодержавия – он расск азы вал о восстании В адима
против Рю рик а, разоблачая саму мы сль о восстании. У к азанную
Е к атериной тему подх ватил К няжнин. В основу к онф лик та трагедии
“В адим Н овгородск ий” им бы ло положено столк новениемонарх ическ их и
республик анск их идей, воплощ енны х в образах Рурик а и В адима. Рурик в
изображении К няжнина является идеальны м “просвещ енны м” монарх ом,
давш им Н овгородублагоденствие. Н а борьбус В адимом его толк ает не
личная к оры сть, а “честь”. Д ля В адима же Рурик – тиран тольк о потому,
что он монарх . Е го гражданск им идеалом является древняя новгородск ая
вольность – герой не ищ ет власти для себя, он х очет возвратить народу
свободу. Н арод же, вы ступая в роли судии, просит Рурик а и впредь
владеть им. И все же дух В адима остается несломленны м, и моральную
победуодерживаетименноон.
        “В адим Н овгородск ий” К няжнина написан с соблю дением основны х
правил драматургии к лассиц изма, однак о пьесу отмечает сложность
постановк и и разреш ения вопроса трагическ ого, что послужило причиной
различны х толк ований ее идейного смы сла. Е к атерина II увидела в
“В адиме Н овгородск ом” опасную и антиправительственную тему. Сенат
вы нес реш ениесжечьк нигупублично.
        “Н овгородск ая” тема звучит в XVIII век е не тольк о в трагедии
К няжнина. О на поднимается Радищ евы м в “Путеш ествии из Петербурга в
М оск ву”, К арамзины м в повести “М арф а Посадниц а, или пок орение
Н овгорода”. В о всех перечисленны х произведениях историческ ий сю жет
явился основой для реш ения политическ их проблем современности, в
связи с э тим необх одимо осмы слить причины ак тивной разработк и темы
древнего Н овгорода в творчестве русск их писателей XVIII век а. Э та
литературная традиц ия наш ла свое продолжение в произведениях русск их
к лассик ов XIX столетия – тема вольного Н овгорода стала одной из
основны х тем поэ тов-дек абристов, к ней обращ ается Пуш к ин и Л ермонтов.
        Самы м ярк им явлением в к омедийном жанре стала пьеса
В .В .К апниста “Я беда” (написана в 1793-1794 гг., поставлена в 1798),
принадлежащ ая, по словам Белинск ого, “к историческ и важны м явлениям
русск ой литературы , к ак смелое и реш ительное нападение на
к рю чк отворство, ябедуи лих оимство, так страш но терзавш ие общ ество
прежнего времени”. Т ема “Я беды ” – произвол бю рок ратическ ого аппарата.
В се судейск ие чиновник и – от председателя судебной палаты до ее
сек ретаря – мош енник и, готовы е за деньги сделать правого виноваты м. В
к онц е к омедии порок нак азы вается, но все ее действие проник нуто
мы слью о неизбежности судебного произвола, так что торжество
добродетели носит условны й х арак тер. Э то бы ло очевидно для Павла, на
годы правления к оторого приш лось появление “Я беды ” в печати и на
сц ене, поэ томупослечеты рех представлений пьеса бы ла запрещ ена.
        “Я беда” написана по всем правилам к лассиц изма, но от к омедий
подобного рода она отличается тем, что в ней нет ц ентрального
отриц ательного х арак тера: ее героем является суд, судебны е порядк и. Э то
не стольк о к омедия, ск ольк о соц иальная сатира, в к оторой больш е
страш ного, чем смеш ного.
        Пок азательна и драматургическ ая деятельность П.А .Плавильщ ик ова
в плане требований создания русск ой самобы тной драматургии на
нац иональной основе. Плавильщ ик ов реш ительно вы ступал против правил
драматургии к лассиц изма – трагедия “Е рмак ” (1803) написана им прозой,