История русской литературы XVIII века. Учебно-методическое пособие. Нагина К.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
формирование навыков соотнесения конкретных художественных произ-
ведений с закономерностями развития литературного процесса в целом.
Произведения, предлагаемые для изучения на практических заняти-
ях , представляют ведущие поэтические, драматические и прозаические
жанры русской литературы XVIII века. Среди них сатира, ода, трагедия,
комедия, путешествие, сатира, сентиментальная и предромантическая по -
вести, восточная повесть” .
Первый этап подготовки к практическому занятию чтение художе-
ственных текстов. Необходимо осмыслить содержание произведения, по -
пытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои
впечатления от прочитанного с вопросами плана практического занятия.
Следующий этап предполагает изучение критической и научной ли-
тературы . От Вас требуется не только умение правильно составить кон-
спект, выделить главное в прочитанной монографии, подготовить план вы -
ступления на практическом занятии, но и творчески подойти к решению
той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов книг,
определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной
позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы практи-
ческого занятия.
Быт и традиции русского дворянства XVIII века
XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтвержлается,
в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на соз-
дание новой системы государственного управления, новой армии, флота и
новой культуры . Именно петровские реформы способствовали созданию
одной из самых ярких культур, которые только знало человечество . Поро -
ждением Петровской эпохи стало и то русское дворянство , каким мы его
видим в XVIII XIX веках . Материалом, из которого это сословие соста-
вилось, было допетровское дворянство Московской Руси . Оно представля-
ло собой служилый класс” , то есть состояло из профессиональных слуг
государства, которых за службу верстали” деревнями и крестьянами. Пе-
реставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поста-
вить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли
пожаловать в наследственное владение, и воинник” становился вотчин-
ником”. Патриотизм вотчинника” - боярина уже не был столь ярко окра-
шен личной преданностью государю : он был связан с привязанностью к
земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользо -
вался. Еще в XVII веке началось стирание различий между поместьем и
вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничто -
жение местничества, показал , что господствующей силой в государстве
будет дворянство .
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания
дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью со -
словия. Петр I всячески стимулировал это чувство и личным примером, и
рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах , от-
                                         5
фо рм иро вание навы ко в со о тнесения ко нкретны х х удо жественны х про из-
ведений сзако но м ерно стям и развития литературно го про цессавцело м .
       П ро изведения, предлагаем ы едля изуч ения напрактич еских заняти-
ях , представляю т ведущ ие по э тич еские, драм атич еские и про заич еские
жанры русско й литературы XVIII века. Среди них сатира, о да, трагедия,
ко м едия, путеш ествие, сатира, сентим ентальная и предро м антич еская по -
вести, “во сто ч ная по весть”.
       П ервы й э тап по дго то вки к практич еско м у занятию – ч тениех удо же-
ственны х тексто в. Н ео бх о дим о о см ы слитьсо держаниепро изведения, по -
пы таться во ссо здатьло гику х удо жественно й м ы сли авто ра, со о тнести сво и
впеч атления о тпро ч итанно го сво про сам и планапрактич еско го занятия.
       Следую щ ий э тап предпо лагает изуч ениекритич еско й и науч но й ли-
тературы . О т В ас требуется нето лько ум ениеправильно со ставить ко н-
спект, вы делитьглавно евпро ч итанно й м о но графии, по дго то витьплан вы -
ступления напрактич еско м занятии, но и тво рч ески по до йти к реш ению
то й или ино й науч но й про блем ы , со по ставить то ч ки зрения авто ро в книг,
о пределитьсво ю по зицию в науч но й по лем ике. О фо рм лению со бственно й
по зиции спо со бствует ко ллективно етво рч еско ео бсуждениетем ы практи-
ч еско го занятия.

            Б ы т и тради ц и и рус с кого дворянс тва XVIII века
       XVIII век принято назы ватьэ по х о й перело м а, ч то по дтвержлается,
впервую о ч ередь, петро вским и прео бразо ваниям и, направленны м и насо з-
даниено во й систем ы го сударственно го управления, но во й арм ии, фло таи
но во й культуры . И м енно петро вскиерефо рм ы спо со бство вали со зданию
о дно й из сам ы х ярких культур, ко то ры ето лько знало ч ело веч ество . П о ро -
ждением П етро вско й э по х и стало и то русско едво рянство , каким м ы его
видим в XVIII – XIX веках. М атериало м , из ко то ро го э то со сло виесо ста-
вило сь, бы ло до петро вско едво рянство М о ско вско й Руси. О но представля-
ло со бо й “служилы й класс”, то есть со сто яло из про фессио нальны х слуг
го сударства, ко то ры х заслужбу “верстали” деревням и и крестьянам и. П е-
реставая служить, дво рянин бы л о бязан вернуть зем ли в казну или по ста-
вить насво ем есто но во го во ина. П равда, зао со бы езаслуги зем ли м о гли
по жало вать в наследственно евладение, и “во инник” стано вился “во тч ин-
нико м ”. П атрио тизм “во тч инника”-бо яринауженебы л сто ль ярко о кра-
ш ен лич но й преданно стью го сударю : о н бы л связан с привязанно стью к
зем ле, с пам ятью о службе, ко то рую нес ро д, о ч ести, ко то ро й о н по льзо -
вался. Е щ ев XVII векеначало сь стираниеразлич ий м ежду по м естьем и
во тч ино й, а указ царя Ф едо раА лексеевич а(1682), во звестивш ий унич то -
жение м естнич ества, по казал, ч то го спо дствую щ ей сило й в го сударстве
будетдво рянство .
       П сих о ло гия служило го со сло вия бы лафундам енто м сам о со знания
дво рянинаXVIII века. И м енно ч ерез службу со знавал о н себя ч астью со -
сло вия. П етр I всяч ески стим улиро вал э то ч увство – и лич ны м прим еро м , и
рядо м зако но дательны х акто в. В ерш ино й их явилась Т абель о рангах, о т-