История русского литературного языка. Николаева Т.М. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

лиза рекомендуется памятник ХVI века ˝Домострой˝ (вторая часть - ˝О
строении домовном˝).
Собственно литературный стиль представлен многочисленными
светскими (˝Сказание о князьях Владимирских˝, ˝Повесть о царице Дина-
ре˝, ˝Повесть о мутьянском воеводе Дракуле˝, ˝Повесть о Дмитрии Басар-
ге˝) и воинскими (˝Задонщина˝, ˝Повесть о Мамаевом побоище˝, ˝Повесть
об осаде Пскова Стефаном Баторием˝, ˝Повесть о взятии Царьграда˝)
повестями, явившимися той благодатной почвой, которая впитала все
явления, связанные со славянизацией. Многие исследователи, характе-
ризуя обилие архаизмов и традиционных книжных морфологических эле-
ментов (вокатив, двойственное число, старая система склонения и др.) в
повествовательном стиле, называли их ˝искусственными˝, ˝мертвыми˝,
˝книжными˝, что не может не вызвать возражений. В данную эпоху все, в
том числе архаичные языковые элементы, функционируют в качестве
жизненных, распространенных и правомерных, весьма активных в пове-
ствовательном жанре, составляющих его устойчивую норму и отражаю-
щих определенную стадию в развитии русского литературного языка.
В эпоху Московского государства появляется новое летописание -
большие и местные летописные своды (˝Московский летописный свод˝,
˝Никоновская, или Патриаршая летопись˝). В целом русская летопись
этой поры продолжает традиции древнерусской, если не считать значи-
тельного пополнения словарного состава за счет словообразования. Так,
в ˝Московском летописном своде˝ появляются новые лексемы бронник
воин, дружинник, взметчик посол с взметной грамотой, денежник че-
канщик денег, спорниксоперник за политическое и военное господство,
зажитник заготовщик съестных припасов, доброхотразведчик. Сло-
во государь переживает семантическую трансформацию: ранееэто ти-
тул высшего духовного лица, а также титул московских князей с неогра-
ниченной властью, в Московском государствемонарх. Государство
первоначально деятельность государя, во второй половине ХV века
страна, земля.
В эпоху Москвы происходит обогащение функционально-стилистических
разновидностей, появляются произведения, в которых обнаруживаются та-
кие новые черты, как социальная позиция автора, критическое отношение к
описываемым событиям, полемическая направленность, рассуждения на ак-
туальные темы политической жизни, на религиозные темы, здесьвоспита-
тельные опусы, социальная информация, призывы, агитация, апелляция к
читающим. Вместе с тем, язык этих произведений отличается непринужден-
ной, безыскусственной манерой повествования, многообразием конкретно-
бытовой лексики, общеупотребительных слов, отсутствием высокопарных
метафор, сравнений. Так оказываются объединенными в единый публици-
стический стиль такие разножанровые произведения, как ˝Хождение за три
моря˝ Афанасия Никитина, ˝Стоглав˝ (Соборное уложение), ˝Челобитные˝
Ивана Пересветова, ˝Послания и письма˝ Ивана Грозного.
Языковая ситуация в Московском государстве в ХV-ХVII вв. обычно
представляется исследователям в виде двуязычия, которое, якобы, яви-
лиза рекомендуется памятник ХVI века ˝Домострой˝ (вторая часть - ˝О
строении домовном˝).
      Собственно литературный стиль представлен многочисленными
светскими (˝Сказание о князьях Владимирских˝, ˝Повесть о царице Дина-
ре˝, ˝Повесть о мутьянском воеводе Дракуле˝, ˝Повесть о Дмитрии Басар-
ге˝) и воинскими (˝Задонщина˝, ˝Повесть о Мамаевом побоище˝, ˝Повесть
об осаде Пскова Стефаном Баторием˝, ˝Повесть о взятии Царьграда˝)
повестями, явившимися той благодатной почвой, которая впитала все
явления, связанные со славянизацией. Многие исследователи, характе-
ризуя обилие архаизмов и традиционных книжных морфологических эле-
ментов (вокатив, двойственное число, старая система склонения и др.) в
повествовательном стиле, называли их ˝искусственными˝, ˝мертвыми˝,
˝книжными˝, что не может не вызвать возражений. В данную эпоху все, в
том числе архаичные языковые элементы, функционируют в качестве
жизненных, распространенных и правомерных, весьма активных в пове-
ствовательном жанре, составляющих его устойчивую норму и отражаю-
щих определенную стадию в развитии русского литературного языка.
      В эпоху Московского государства появляется новое летописание -
большие и местные летописные своды (˝Московский летописный свод˝,
˝Никоновская, или Патриаршая летопись˝). В целом русская летопись
этой поры продолжает традиции древнерусской, если не считать значи-
тельного пополнения словарного состава за счет словообразования. Так,
в ˝Московском летописном своде˝ появляются новые лексемы бронник –
воин, дружинник, взметчик – посол с взметной грамотой, денежник – че-
канщик денег, спорник – соперник за политическое и военное господство,
зажитник – заготовщик съестных припасов, доброхот – разведчик. Сло-
во государь переживает семантическую трансформацию: ранее – это ти-
тул высшего духовного лица, а также титул московских князей с неогра-
ниченной властью, в Московском государстве – монарх. Государство –
первоначально деятельность государя, во второй половине ХV века –
страна, земля.
      В эпоху Москвы происходит обогащение функционально-стилистических
разновидностей, появляются произведения, в которых обнаруживаются та-
кие новые черты, как социальная позиция автора, критическое отношение к
описываемым событиям, полемическая направленность, рассуждения на ак-
туальные темы политической жизни, на религиозные темы, здесь – воспита-
тельные опусы, социальная информация, призывы, агитация, апелляция к
читающим. Вместе с тем, язык этих произведений отличается непринужден-
ной, безыскусственной манерой повествования, многообразием конкретно-
бытовой лексики, общеупотребительных слов, отсутствием высокопарных
метафор, сравнений. Так оказываются объединенными в единый публици-
стический стиль такие разножанровые произведения, как ˝Хождение за три
моря˝ Афанасия Никитина, ˝Стоглав˝ (Соборное уложение), ˝Челобитные˝
Ивана Пересветова, ˝Послания и письма˝ Ивана Грозного.
      Языковая ситуация в Московском государстве в ХV-ХVII вв. обычно
представляется исследователям в виде двуязычия, которое, якобы, яви-