История русского литературного языка. Николаева Т.М. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

исправлять богослужебные книги, но не по современным греческим книгам,
а по древним˝ (русскимТ.Н.).
Полемически публицистический протест протопопа Аввакума нашел
отражение в его творчестве˝Житии˝ и публицистических произведени-
ях: ˝Книга бесед˝, ˝Послание к верным˝, ˝Совет всем отцем преподоб-
ным˝, ˝Что есть тайна христианская˝, ˝Обращение к ˝чтущим и слыша-
щим˝, ˝О трех проповедницах слово плачевное˝уникальном наследии
˝бунташного века˝, сыгравшем значительную роль в изменении всей жан-
рово-стилистической системы: разрушении церковно-книжного стиля и
росте светской, в том числепублицистической литературы.
В связи со сказанным студенту следует обратить внимание на сис-
тему доказательств, направленных на признание ˝Жития˝ произведением
публицистическим. Есть все основания говорить о его сложной жанровой
структуре: здесь бытовые зарисовки, автобиографические рассказы, тор-
жественное прочтение библейских текстов, беседа, проповедь, поучение,
юмористические и сатирические опусы, что создало ощутимые трудности
в определении жанровой специфики ˝Жития˝.
Сам Аввакум относился к жанру житий как к автобиографии, отсюда
нарушение житийных традиций введением авторского я, с размышления-
ми о собственной жизни, составляющими свод бесед, рассказов, поучений,
рассуждений, протестов, обличений. В целом ˝Житие˝ представляет худо-
жественное обобщение характерных явлений русской жизни середины
ХVII века. Отражая важные исторические события, автор насыщал его
фактами реальной жизни, давая оценку с точки зрения социально-ре-
лигиозной оппозиции, отсюда сложное, развернутое повествование с
большим количеством действующих лиц и главным героем-горемыкой и
одновременно борцом за идею, обращающимся с ˝огненным словом прав-
ды˝ к крестьянам, горожанам, боярству, духовенству, вступающим в от-
крытые конфликты с церковью и самодержавием. Противоречивость ми-
ровоззрения самого Аввакума, восприятия им действительности, сказав-
шаяся в смешении идей религиозного фанатизма и мученичества с нена-
вистью к никонианам, с жаждой правды, борьбы, боли за страдания Руси и
русского народа, - все это определило жанровую специфику сочинения. В
˝Житии˝ представлены все атрибуты формирующегося публицистического
стиля: критика окружающей действительности, рассуждения на злобо-
дневные темы дня, социальная позиция автора, определяющая пафос об-
личения еретиков-никониан, повышенный интерес к исторической и со-
временной ему житейской обстановке, воспитательные опусы на темы ре-
лигии, патриотизма с привлечением Священного писания и апелляция к
слушающему, риторические восклицания, ˝кусательные˝ вопросы (см.
˝Послания и письма˝ Ивана Грозного). Здесь нашли воплощение также та-
кие яркие черты публицистики, как пропаганда, агитация, информация. В
произведении много шуток, каламбуров, сатирических зарисовок с грубо-
вато натуралистическими штрихами. Все сказанное дает основание рас-
сматривать ˝Житие˝ протопопа Аввакума в одном ряду с его многочислен-
ными публицистическими произведениями
исправлять богослужебные книги, но не по современным греческим книгам,
а по древним˝ (русским –Т.Н.).
     Полемически публицистический протест протопопа Аввакума нашел
отражение в его творчестве – ˝Житии˝ и публицистических произведени-
ях: ˝Книга бесед˝, ˝Послание к верным˝, ˝Совет всем отцем преподоб-
ным˝, ˝Что есть тайна христианская˝, ˝Обращение к ˝чтущим и слыша-
щим˝, ˝О трех проповедницах слово плачевное˝ – уникальном наследии
˝бунташного века˝, сыгравшем значительную роль в изменении всей жан-
рово-стилистической системы: разрушении церковно-книжного стиля и
росте светской, в том числе – публицистической литературы.
     В связи со сказанным студенту следует обратить внимание на сис-
тему доказательств, направленных на признание ˝Жития˝ произведением
публицистическим. Есть все основания говорить о его сложной жанровой
структуре: здесь бытовые зарисовки, автобиографические рассказы, тор-
жественное прочтение библейских текстов, беседа, проповедь, поучение,
юмористические и сатирические опусы, что создало ощутимые трудности
в определении жанровой специфики ˝Жития˝.
     Сам Аввакум относился к жанру житий как к автобиографии, отсюда –
нарушение житийных традиций введением авторского я, с размышления-
ми о собственной жизни, составляющими свод бесед, рассказов, поучений,
рассуждений, протестов, обличений. В целом ˝Житие˝ представляет худо-
жественное обобщение характерных явлений русской жизни середины
ХVII века. Отражая важные исторические события, автор насыщал его
фактами реальной жизни, давая оценку с точки зрения социально-ре-
лигиозной оппозиции, отсюда сложное, развернутое повествование с
большим количеством действующих лиц и главным героем-горемыкой и
одновременно борцом за идею, обращающимся с ˝огненным словом прав-
ды˝ к крестьянам, горожанам, боярству, духовенству, вступающим в от-
крытые конфликты с церковью и самодержавием. Противоречивость ми-
ровоззрения самого Аввакума, восприятия им действительности, сказав-
шаяся в смешении идей религиозного фанатизма и мученичества с нена-
вистью к никонианам, с жаждой правды, борьбы, боли за страдания Руси и
русского народа, - все это определило жанровую специфику сочинения. В
˝Житии˝ представлены все атрибуты формирующегося публицистического
стиля: критика окружающей действительности, рассуждения на злобо-
дневные темы дня, социальная позиция автора, определяющая пафос об-
личения еретиков-никониан, повышенный интерес к исторической и со-
временной ему житейской обстановке, воспитательные опусы на темы ре-
лигии, патриотизма с привлечением Священного писания и апелляция к
слушающему, риторические восклицания, ˝кусательные˝ вопросы (см.
˝Послания и письма˝ Ивана Грозного). Здесь нашли воплощение также та-
кие яркие черты публицистики, как пропаганда, агитация, информация. В
произведении много шуток, каламбуров, сатирических зарисовок с грубо-
вато натуралистическими штрихами. Все сказанное дает основание рас-
сматривать ˝Житие˝ протопопа Аввакума в одном ряду с его многочислен-
ными публицистическими произведениями