На пути к личности. Николенко Н.А. - 64 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

64
своеобразной связи явлений принадлежит игре, так что вполне
можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что
мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для
того и дано детство, чтобы мы могли играть. Игра, согласно Грос-
су, имея определенный биологический смысл (цель), не имеет оп-
ределенной природы.
Теория Бойтендайка в определенных отношениях противо-
положна теории Гросса. Для Бойтендайка сфера игры - это сфера
образов и в связи с этим сфера возможностей и фантазии. С точки
зрения Гросса, нам дано детство, чтобы мы могли играть, с точки
зрения Бойтендайка, мы играем, потому что у нас есть детство.
Для Гросса смысл игры в том, что она подготавливает играющего
к взрослой жизни, для Бойтендайка в том, что она реализует
влечения и присущие растущему организму особенности динами-
ки. Но при всех этих различиях есть и важное сходство. Оба объяс-
няют игру из внешних по отношению к ней закономерностей: Гросс
из необходимости совершенствования врожденных форм поведе-
ния (раз они несовершенны, необходимо упражнение, к которому
и сводится значение игры), Бойтендайк из присущих растуще-
му организму влечений, которые он может реализовать именно в
игре.
В 30-е годы была создана интересная культурологическая
концепция игры, в которой игра рассматривается как пронизыва-
ющая всю культуру важнейшая характеристика человека как куль-
турного существа. Основные положения этой концепции изложе-
ны в книге И. ХейзингиЧеловек играющий. Ее автор считает,
что игра старше культуры, что многие стороны культуры нельзя
понять, не учитывая их игрового характера. Даже в своих про-
стейших формах, пишет Хейзинга, игра выходит за рамки биоло-
гического и психологического. Разнообразные попытки опреде-
лить биологическую функцию игры как выход энергии, реализа-
цию подражательного инстинкта, расслабление, тренировку и т.д.
связаны с молчаливым предположением, что игра должна служить
чему-то, что не является игрой, иметь какую-то цель, приносить
какую-то пользу. Как таковая она не есть явление ни психологии,
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
         своеобразной связи явлений принадлежит игре, так что вполне
         можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что
         мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для
         того и дано детство, чтобы мы могли играть. Игра, согласно Грос-
         су, имея определенный биологический смысл (цель), не имеет оп-
         ределенной природы.
               Теория Бойтендайка в определенных отношениях противо-
         положна теории Гросса. Для Бойтендайка сфера игры - это сфера
         образов и в связи с этим сфера возможностей и фантазии. С точки
         зрения Гросса, нам дано детство, чтобы мы могли играть, с точки
         зрения Бойтендайка, мы играем, потому что у нас есть детство.
         Для Гросса смысл игры в том, что она подготавливает играющего
         к взрослой жизни, для Бойтендайка — в том, что она реализует
         влечения и присущие растущему организму особенности динами-
         ки. Но при всех этих различиях есть и важное сходство. Оба объяс-
         няют игру из внешних по отношению к ней закономерностей: Гросс
         из необходимости совершенствования врожденных форм поведе-
         ния (раз они несовершенны, необходимо упражнение, к которому
         и сводится значение игры), Бойтендайк — из присущих растуще-
         му организму влечений, которые он может реализовать именно в
         игре.
               В 30-е годы была создана интересная культурологическая
         концепция игры, в которой игра рассматривается как пронизыва-
         ющая всю культуру важнейшая характеристика человека как куль-
         турного существа. Основные положения этой концепции изложе-
         ны в книге И. Хейзинги “Человек играющий”. Ее автор считает,
         что игра старше культуры, что многие стороны культуры нельзя
         понять, не учитывая их игрового характера. Даже в своих про-
         стейших формах, пишет Хейзинга, игра выходит за рамки биоло-
         гического и психологического. Разнообразные попытки опреде-
         лить биологическую функцию игры как выход энергии, реализа-
         цию подражательного инстинкта, расслабление, тренировку и т.д.
         связаны с молчаливым предположением, что игра должна служить
         чему-то, что не является игрой, иметь какую-то цель, приносить
         какую-то пользу. Как таковая она не есть явление ни психологии,
                                        64




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com