ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
65
ни философии. В результате И. Хейзинга определяет игру как сво-
бодную активность, стоящую осознанно вне “обычной” жизни и
“несерьезную”, но страстно и сильно занимающую игрока. Эта
активность не связана с материальными интересами, бескоры-
стна. Она протекает внутри собственных пространственных и
временных границ в соответствии с правилами.
Исключительно ценным является сделанный Хейзингой
анализ игрового характера отдельных явлений культуры: ри-
туалы соревнований, театры, войны, суды, карнавалы и т.д.
Выясняя культурную функцию игры, автор культурологичес-
кой концепции анализирует соотношение игры с противостоя-
щими ей явлениями (серьезностью, обыденной жизнью), с близ-
кими явлениями (комическим, шуткой, остроумием, шутов-
ством, пародией и т.п.). Оказалось, что именно в отношении
игры к этим явлениям и выявляется ее смысл для культуры.
Анализ игры как социокультурного явления предлагает не-
сколько в ином аспекте Ю.А. Левада. Он описывает игру как не-
кий социокультурный тип действия. Для характеристики игровой
культуры представляется необходимым и достаточным выделить
два взаимосвязанных момента: во-первых, наличие замкнутой
структуры действия; во-вторых, его обособленность по отноше-
нию к социально-культурной среде. Первый определяет игру в
плане социального действия, второй — в плане его культурного
значения. Замкнутость (закрытость) структуры игрового действия
означает, что его нормативы, целевые ориентации ничем, кроме
самой игры, не определяются. Негативным определением этой
замкнутости является принципиальная неутилитарность, непро-
дуктивность игрового действия; игра, в том числе и детская, не
решает никаких неигровых задач, в том числе не решает их и “мни-
мым”, иллюзорным образом. Игровое действие замкнуто, само-
достаточно в отличие, например, от ритуального действия, кото-
рое символизирует некую связь. Игра же, по мнению Ю.А.Лева-
ды, ничего не символизирует и не замещает, но конструирует свою,
игровую реальность, обособленную от реальности неигровой.
Все многообразие игр, с точки зрения структуры игрового
действия Левада делит на целевые и ролевые игры. Целевые игры
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
ни философии. В результате И. Хейзинга определяет игру как сво- бодную активность, стоящую осознанно вне “обычной” жизни и “несерьезную”, но страстно и сильно занимающую игрока. Эта активность не связана с материальными интересами, бескоры- стна. Она протекает внутри собственных пространственных и временных границ в соответствии с правилами. Исключительно ценным является сделанный Хейзингой анализ игрового характера отдельных явлений культуры: ри- туалы соревнований, театры, войны, суды, карнавалы и т.д. Выясняя культурную функцию игры, автор культурологичес- кой концепции анализирует соотношение игры с противостоя- щими ей явлениями (серьезностью, обыденной жизнью), с близ- кими явлениями (комическим, шуткой, остроумием, шутов- ством, пародией и т.п.). Оказалось, что именно в отношении игры к этим явлениям и выявляется ее смысл для культуры. Анализ игры как социокультурного явления предлагает не- сколько в ином аспекте Ю.А. Левада. Он описывает игру как не- кий социокультурный тип действия. Для характеристики игровой культуры представляется необходимым и достаточным выделить два взаимосвязанных момента: во-первых, наличие замкнутой структуры действия; во-вторых, его обособленность по отноше- нию к социально-культурной среде. Первый определяет игру в плане социального действия, второй — в плане его культурного значения. Замкнутость (закрытость) структуры игрового действия означает, что его нормативы, целевые ориентации ничем, кроме самой игры, не определяются. Негативным определением этой замкнутости является принципиальная неутилитарность, непро- дуктивность игрового действия; игра, в том числе и детская, не решает никаких неигровых задач, в том числе не решает их и “мни- мым”, иллюзорным образом. Игровое действие замкнуто, само- достаточно в отличие, например, от ритуального действия, кото- рое символизирует некую связь. Игра же, по мнению Ю.А.Лева- ды, ничего не символизирует и не замещает, но конструирует свою, игровую реальность, обособленную от реальности неигровой. Все многообразие игр, с точки зрения структуры игрового действия Левада делит на целевые и ролевые игры. Целевые игры 65 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- …
- следующая ›
- последняя »