Актуальные проблемы современной философии. Философские аспекты анализа феномена рекламного производства. Ноговицын О.Н. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
на, наиболее развитой формой которого со времени средневековья ос-
тавалась структура ярмарок, либо в сферу торговли предметами роско-
ши, ориентированной на аристократию и лишь постепенно, по мере
формирования буржуазного класса, переориентировавшейся также и на
более широкие слои населения. Первоначально буржуазия, как прави-
ло, удовлетворялась функционально добротными бытовыми вещами, а
если и подражала аристократии в ее погоне за роскошью моды, то ско-
рее ради представительских функций в обществе, верном сословному
принципу социального устройства.
Подобное поведение имело также этический контекст. Открытое
Максом Вебером влияние кальвинистской этики на формирование ка-
питализма в Англии в XVI–XVII веках
7
, влияние янсенизма во Фран-
ции XVII века и пиетизма в Германии 2-й половины XVII–XVIII веков
на самосознание становящегося класса буржуазии – феномены, давно
отмеченные исследователями культуры и социологами. Скромность, бе-
режливость, ориентация на экономию: предусмотрительность, уме-
ние поступаться своими желаниями, удовлетворять свои потребности
личными усилиями, – психологические черты, выработанные опреде-
ленным способом отношения к трансцендентному в протестантизме.
Протестант, лишенный всяких посредников и каналов связи со священ-
ным, остается один на один с трансцендентным Богом, милость которо-
го является единственным чудом протестантского универсума. Рацио-
нализация поведения в земных делах как следствие подобного
символического устройства сознания, однако, легко может обернуться
его полной или частичной секуляризацией. Отсюда определенный ци-
низм так формировавшегося сознания и соответственно самосознания
класса буржуазии по отношению к заблудшим, как к массе народа, так
и по отношению к изнеженной и развращенной высоким социальным
статусом и привилегиями аристократии. Так, Мишель Фуко
8
в своих
исследованиях по археологии знания связывает политику изоляции в
отношении социально неадаптированных групп населения: бродяг, пре-
ступников, психически больных, между которыми институционально
(они долгое время помещались в общих исправительных заведениях) не
делалось жесткого различия, прежде всего с цензом сознательной ра-
7
См. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. cоч. М., 1998.
8
См. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1996; Он же. Надзирать и наказы-
вать: рождение тюрьмы. М., 2000.