Составители:
Рубрика:
15
эта индустрия аксессуаров, только по меньшей цене, но даже в боль-
шем разнообразии, оборачивается на нее, чтобы в простом движении
видимости роста благополучия создать видимость общего благополу-
чия. Прилично одетый господин, будущий «фланер» (представитель
богемы) Бодлера, новая фигура в культурно-психологическом ландшаф-
те, отмечающая переход к индустриальной стадии капитализма. Фаса-
дом этого перехода стали Пассажи, с 20-х годов XIX столетия распрос-
транившиеся по всей ойкумене европейских столиц и крупных городов
Европы. Своего рода выставочные залы товаров, к которым постепен-
но присоединились панорамы в живописи; всемирные выставки про-
мышленного производства; интерьер частного буржуазного жилища, где
буржуа уединяется, в отличие от конторы, где он трудится, – чистое
подобие обстановки дворцовых будуаров, владельцы которых не труди-
лись никогда; богема как круг, не столько поддерживающий в качестве
покупателя товарооборот моды, сколько являющийся живой картинкой
ее наличия, т. е. ходячей рекламой модного товара.
Баррикады пролетарских революций ничего не изменили в этом ланд-
шафте. Они с самого начала были вписаны в него, как реально были
вписаны в новую планировку улиц больших городов, распространявших-
ся по перспективе убегающего в бесконечность перспектив взгляда, рас-
пределявших серийный разброс стратегических перспектив обороняю-
щихся и нападавших. Так спланированные улицы как бы заранее
создавались с условием невозможности баррикадной обороны, топили
инициативу и возможности для связи разных групп обороняющихся.
Пробить один из участков обороны на выбор в конце концов означа-
ло пройти в тыл вариативному множеству других групп. Французс-
кий архитектор Османн планировал особые улицы в Париже, по крат-
чайшему пути соединявшие рабочие кварталы и казармы. Так же и в
первую очередь застраивались и новые промышленные районы – сво-
еобразные места или образчики прежней изоляции пролетариата, но
связь перспектив уличной застройки как бы приглашала его рассе-
яться в пространстве всего города. Собственно, пролетариат как бы
ждали; ждали, чтобы он вступил в игру товарного обмена. По существу
то, что капитал проделал в XIX веке с мелким буржуа, в XX произошло
с пролетарием.
Вальтер Беньямин в свое время отметил связь этой новой планиров-
ки городов с чисто игровыми формами представления капитала, с се-
рийной игрой уже заранее расчисленного по возможным исходам слу-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »