Современные теории власти. Ноговицын О.Н. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
ственной масштабной попыткой практического осмысления поставлен
ных выше вопросов о природе власти и государства. Напротив, пробле
ма власти в данный период в массовом общественном сознании оказа
лась сведенной на уровень частного аспекта социальной реальности,
т. е. приведена в соответствие с обывательским представлением о роли
правоохранительных функций государства, о которых вспоминают
только при непосредственном столкновении с противоправными дей
ствиями против собственной личности.
Однако требование дать новую дефиницию власти – как интеллекту
альное движение – оказалось с 60х годов XX века в центре внимания
мировой философской и социологической мысли. Данное обстоятель
ство связано в первую очередь с начавшимся в тот момент резким повы
шением уровня жизни основной массы населения развитых демокра
тий Европы и Америки. Этот процесс, в общественнонаучной литера
туре описываемый как феномен становления так называемого общества
потребления, привел, с одной стороны, к резкому спаду массового ре
волюционного движения и соответственно ослаблению конфликтного
потенциала в этих обществах, его дифференциации и рассеиванию на
разнообразные локальные этнические, национальные, трудовые и т. д.
конфликты. С другой стороны, в условиях роста экономического благо
получия, достигнутого исключительно экономическими средствами, со
всей очевидностью обнаружилась независимость эффектов власти от
любых внешних политическому интересу оснований. Вооруженное по
давление Советским Союзом народных революций в Венгрии и Чехос
ловакии, Алжирская война, которую в течение десятилетия вела Фран
ция, вторжение США в Корею и Вьетнам – события, имевшие исключи
тельно политическое значение.
5
Первая из описанных нами тенденций
мирового социальнополитического развития наиболее близко была вос
принята в американской социологии. Ее теоретическое осмысление по
лучило образцовую форму выражения в функционалистской социаль
ной теории Т. Парсонса, представившего феномен власти в качестве
локального, зависимого от других и, тем не менее, необходимого эле
мента системы социального взаимодействия. Вторая тенденция нашла
отклик в среде европейской философской и социологической обществен
ности, породив продолжающуюся до сих пор теоретическую дискуссию
о природе власти, в которой ключевые позиции занимают теории влас
ти и государства крупнейших социальных теоретиков последних деся
тилетий М. Фуко, Ю. Хабермаса и П. Бурдье.
5
См.: Фуко М. Власть и знание // Фуко М. Интеллектуалы и власть (Статьи и
интервью 1970–1984 гг.). М., 2002. Т. 1.