Современные теории власти. Ноговицын О.Н. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
1. Функционалистская теория власти
Талкота Парсонса
В своей теории власти Т. Парсонс
6
прямо выступает против класси
ческой трактовки власти в качестве прямого силового воздействия или
его угрозы, разнообразных теорий элит
7
и марксистской традиции то
кования государственной власти как формы силового подкрепления си
стемы классового господства. С точки зрения Т. Парсонса, власть яв
ляется циркулирующим медиумом (circulating medium) в политичес
кой подсистеме общества. Она может продуцироваться социальной си
стемой подобно тому, как богатство производится предприятием или
экономикой. По сути, функции власти в государстве у Т. Парсонса ана
логичны функциям денег в экономической подсистеме. Соответствен
но и государство осмысляется им только как одна из подсистем соци
альной структуры общества. Власть представляет собой некий мандат,
который дает возможность его носителям оказывать влияние на подчи
ненные группы в более или менее широких рамках. При этом использо
вание власти представляет собой средство достижения целей, в кото
рых заинтересованы обе стороны властных отношений: господствую
щая и подчиненная. Так же как деньги имеют ценность, поскольку яв
ляются результатом коллективного соглашения о правилах их исполь
зования, власть становится средством для достижения коллективных
целей через соглашение членов общества о легитимации лидерских пози
ций. Легитимация обеспечивает лидеров возможностью принимать по
литические решения для достижения целей всей социальной системы.
Власть – это прямая производная авторитета (authority), который
представляет собой институционализованную легитимацию, лежащую
в основе власти. Авторитет определяется как институционализация
прав лидеров, ожидающих поддержки членов коллектива. Т. Парсонс
отделяет власть от силы. Согласно Т. Парсонсу, в стабильных полити
ческих системах сила обычно используется в качестве последнего аргу
мента только в тех ситуациях, где другие санкции оказались неэффек
тивными. Таким образом, обладание силой само по себе не может яв
ляться достаточным критерием власти.
Подчеркивая функциональнокоммуникативный аспект феномена
власти, к чему и сводилось ее уподобление деньгам, Т. Парсонс упустил
конфликтную составляющую властного воздействия и соответственно
6
См.: Parsons T. The distribution of power in American society // Structure and
Process in Modern Societies // Free Press. 1960; Idem. On the concept of political
power // Proc. Amer. Philos. Soc., 1963. Vol. 107; Idem. Some reflections on the place
of force in social process // Internal War, Free Press. 1964.
7
Прежде всего, теории «властвующих элит» Райта Миллса.