ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
творительного падежа. «Память» об этом сохранили такие конструкции, как:
«Когда бы ты не презрел мною» (И.А.Крылов); «О, как мучительно тобою сча-
стлив я» (А.С.Пушкин).
2. Предлог меж(ду) мог употребляться не только с творительным, но и с
винительным и родительным падежом, ср.: «Пора меж волка и собаки»
(А.С.Пушкин).
3. Предлоги перед (пред) и над могли употребляться с винительным па-
дежом: «Сестер перед себя велела в рай привесть» (И.Ф.Богданович); «Блю-
дись спустить свой долы взор. / Над тучи оным простирайся» (М.В.Ломоно-
сов).
4. Предлог сквозь мог употребляться как с винительным, так и с роди-
тельным падежом: «Сквозь слез не видя ничего» (А.С.Пушкин).
Завершая этот раздел, подчеркнем, что наше изложение не претендует
на исчерпывающую полноту. Число примеров можно было бы увеличить. На-
ша задача здесь – показать основные направления, в которых может и долж-
но двигаться внимание исследователя классического русского литературного
произведения. Заметим, что элементы историко-лингвистического комменти-
рования вполне могут присутствовать и в целостном анализе текста.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Комплексный, или целостный, анализ поэтического текста предполагает
рассмотрение сложно организованного единства текстовой структуры, по-
скольку «…в поэтическом произведении его тема не существует отвлеченно,
независимо от средства языкового выражения, а осуществляется в слове и
подчиняется тем же законам художественного построения, как и поэтическое
слово» [Жирмунский 1977: 27]. При этом «…все значимые элементы произве-
дения не могут рассматриваться как заранее готовые детали: каждый из них
обретает свою смысловую определенность и художественную значимость
лишь в процессе развертывания целостного художественного мира как один
из образующих его моментов» [Гиршман 1991: 68].
Из приведенных высказываний становится очевидной вся важность и
сложность исследовательского пути. Поэтому прежде всего обратимся к раз-
говору о специфике самого феномена «художественный текст» и его основ-
ных характеристиках.
Гносеологическая специфика художественного текста
Большинство исследователей, размышляя о сущности словесного искус-
ства, подчеркивают его гносеологическую значимость. На этом основываются
многие определения ХТ. Так, например, А.А.Потебня отмечал: «Поэзия (ис-
кусство), как и наука, есть толкование действительности, ее переработка для
новых, более сложных, высших целей жизни» [Потебня 1905: 67]. Ю.М.Лот-
ман, фиксируя сходства и отличия искусства и игры как форм человеческой
деятельности, подчеркнул следующее: «Целью искусства является истина,
выраженная на языке условных правил», - и назвал искусство средством
«хранения информации и выработки новых знаний» [Лотман 1970: 91]. Гно-
сеологическое определение текста предложено и в одном из недавних иссле-
дований: «Художественный текст – это возникающее из специфического (эго-
12 творительного падежа. «Память» об этом сохранили такие конструкции, как: «Когда бы ты не презрел мною» (И.А.Крылов); «О, как мучительно тобою сча- стлив я» (А.С.Пушкин). 2. Предлог меж(ду) мог употребляться не только с творительным, но и с винительным и родительным падежом, ср.: «Пора меж волка и собаки» (А.С.Пушкин). 3. Предлоги перед (пред) и над могли употребляться с винительным па- дежом: «Сестер перед себя велела в рай привесть» (И.Ф.Богданович); «Блю- дись спустить свой долы взор. / Над тучи оным простирайся» (М.В.Ломоно- сов). 4. Предлог сквозь мог употребляться как с винительным, так и с роди- тельным падежом: «Сквозь слез не видя ничего» (А.С.Пушкин). Завершая этот раздел, подчеркнем, что наше изложение не претендует на исчерпывающую полноту. Число примеров можно было бы увеличить. На- ша задача здесь – показать основные направления, в которых может и долж- но двигаться внимание исследователя классического русского литературного произведения. Заметим, что элементы историко-лингвистического комменти- рования вполне могут присутствовать и в целостном анализе текста. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Комплексный, или целостный, анализ поэтического текста предполагает рассмотрение сложно организованного единства текстовой структуры, по- скольку «…в поэтическом произведении его тема не существует отвлеченно, независимо от средства языкового выражения, а осуществляется в слове и подчиняется тем же законам художественного построения, как и поэтическое слово» [Жирмунский 1977: 27]. При этом «…все значимые элементы произве- дения не могут рассматриваться как заранее готовые детали: каждый из них обретает свою смысловую определенность и художественную значимость лишь в процессе развертывания целостного художественного мира как один из образующих его моментов» [Гиршман 1991: 68]. Из приведенных высказываний становится очевидной вся важность и сложность исследовательского пути. Поэтому прежде всего обратимся к раз- говору о специфике самого феномена «художественный текст» и его основ- ных характеристиках. Гносеологическая специфика художественного текста Большинство исследователей, размышляя о сущности словесного искус- ства, подчеркивают его гносеологическую значимость. На этом основываются многие определения ХТ. Так, например, А.А.Потебня отмечал: «Поэзия (ис- кусство), как и наука, есть толкование действительности, ее переработка для новых, более сложных, высших целей жизни» [Потебня 1905: 67]. Ю.М.Лот- ман, фиксируя сходства и отличия искусства и игры как форм человеческой деятельности, подчеркнул следующее: «Целью искусства является истина, выраженная на языке условных правил», - и назвал искусство средством «хранения информации и выработки новых знаний» [Лотман 1970: 91]. Гно- сеологическое определение текста предложено и в одном из недавних иссле- дований: «Художественный текст – это возникающее из специфического (эго-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »