Лингвистический анализ поэтического текста. Новак М.О. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
Теперь, определив задачи комплексного анализа и приняв во внимание
несколько важных теоретических положений, перейдем к последовательному
рассмотрению различных языковых уровней, представленных в поэтическом
тексте, и их взаимосвязей.
Фонетический уровень
На фонетическом уровне стиха особую роль играют звуковые повторы,
отражающие общий принцип упорядоченности текста. «… фонемы даются чи-
тателю лишь в составе лексических единиц. Упорядоченность относительно
фонем переносится на слова, которые оказываются сгруппированы некото-
рым образом. К естественным семантическим связям, организующим язык,
добавляется «сверхорганизация», соединяющая не связанные между собой в
языке слова в новые смысловые группы» [Лотман 1972: 64]. Как типический
прием стихосложения звуковые повторы были описаны и классифицированы
О.М.Бриком еще в 1919 году в статье с тем же названием [см. Хрестоматия
1976: 212-215]. Позднее специалисты по лингвистической поэтике продолжали
разработку вопросов звуковой организации стиха [см. Григорьев 1979; Очерки
1990; Зубова 1989]. Ю.Н.Тынянов называл звуковые повторы «своеобразной
ритмической метафорой» и отмечал следующее: «… в повторе начинают
играть важную роль: 1) близость или теснота повторов; 2) их соотношение с
метром; 3) количественный фактор (количество звуков и их групповой харак-
тер): a) полное повторение – geminatio, b) частичное – reduplicatio; 4) качест-
венный фактор (качество звуков); 5) качество повторяемого словесного эле-
мента (вещественный, формальный <имеется в виду, вероятно, характер
морфемыоснова это или служебный формантМ.Н.>); 6) характер объеди-
няемых инструментовкой слов» [Тынянов 1965: 147, 156]. Как видим, парамет-
ры, указанные Тыняновым, затрагивают и метрическую сторону, и собственно
фонетическую, и словообразование, и лексическую семантику.
Как известно, повтор согласных называется аллитерацией, ударных глас-
ныхассонансом. Значение может иметь как совпадение фонем в разных
словах, так и группировка фонем, сходных по какому-либо дифференциаль-
ному признаку (ряд, огубленность, звонкость и т.п.). Количество и качество
повторов может различаться в разных частях стихотворения и служить, таким
образом, важным элементом композиционного построения. Звуковые повторы
могут выступать как средство анаграммирования ключевых лексем стихотво-
рения. Наконец, они могут придавать произведению ту или иную акустическую
окраску (поскольку, например, диезные гласные имеют более светлый, легкий
и приподнятый тон, чем бемольные, дрожащий сонант <р> придает стиху на-
пряженное и яркое звучание, глухие свистящий <с> и шипящиеприглушен-
ный, бесцветный тон и т.д.). При анализе фонетического уровня текста необ-
ходимо использовать знания акустических и фоносемантических характери-
стик звуков.
Приведем некоторые примеры.
1. Повторы и композиционное членение.
Зорю бьютИз рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих.
Дух далече улетает.
                                      17

     Теперь, определив задачи комплексного анализа и приняв во внимание
несколько важных теоретических положений, перейдем к последовательному
рассмотрению различных языковых уровней, представленных в поэтическом
тексте, и их взаимосвязей.
     Фонетический уровень
     На фонетическом уровне стиха особую роль играют звуковые повторы,
отражающие общий принцип упорядоченности текста. «… фонемы даются чи-
тателю лишь в составе лексических единиц. Упорядоченность относительно
фонем переносится на слова, которые оказываются сгруппированы некото-
рым образом. К естественным семантическим связям, организующим язык,
добавляется «сверхорганизация», соединяющая не связанные между собой в
языке слова в новые смысловые группы» [Лотман 1972: 64]. Как типический
прием стихосложения звуковые повторы были описаны и классифицированы
О.М.Бриком еще в 1919 году в статье с тем же названием [см. Хрестоматия
1976: 212-215]. Позднее специалисты по лингвистической поэтике продолжали
разработку вопросов звуковой организации стиха [см. Григорьев 1979; Очерки
1990; Зубова 1989]. Ю.Н.Тынянов называл звуковые повторы «своеобразной
ритмической метафорой» и отмечал следующее: «… в повторе начинают
играть важную роль: 1) близость или теснота повторов; 2) их соотношение с
метром; 3) количественный фактор (количество звуков и их групповой харак-
тер): a) полное повторение – geminatio, b) частичное – reduplicatio; 4) качест-
венный фактор (качество звуков); 5) качество повторяемого словесного эле-
мента (вещественный, формальный <имеется в виду, вероятно, характер
морфемы – основа это или служебный формант – М.Н.>); 6) характер объеди-
няемых инструментовкой слов» [Тынянов 1965: 147, 156]. Как видим, парамет-
ры, указанные Тыняновым, затрагивают и метрическую сторону, и собственно
фонетическую, и словообразование, и лексическую семантику.
     Как известно, повтор согласных называется аллитерацией, ударных глас-
ных – ассонансом. Значение может иметь как совпадение фонем в разных
словах, так и группировка фонем, сходных по какому-либо дифференциаль-
ному признаку (ряд, огубленность, звонкость и т.п.). Количество и качество
повторов может различаться в разных частях стихотворения и служить, таким
образом, важным элементом композиционного построения. Звуковые повторы
могут выступать как средство анаграммирования ключевых лексем стихотво-
рения. Наконец, они могут придавать произведению ту или иную акустическую
окраску (поскольку, например, диезные гласные имеют более светлый, легкий
и приподнятый тон, чем бемольные, дрожащий сонант <р> придает стиху на-
пряженное и яркое звучание, глухие свистящий <с> и шипящие – приглушен-
ный, бесцветный тон и т.д.). При анализе фонетического уровня текста необ-
ходимо использовать знания акустических и фоносемантических характери-
стик звуков.
     Приведем некоторые примеры.
     1. Повторы и композиционное членение.
      Зорю бьют… Из рук моих
     Ветхий Данте выпадает,
     На устах начатый стих
     Недочитанный затих.
     Дух далече улетает.