Лингвистический анализ поэтического текста. Новак М.О. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
сложные системные оппозиции, которые соединяют лексические единицы в
совершенно невозможные вне данной структуры оппозиционные пары, что
служит основой выделения тех семантических признаков и архиэлементов
семантического уровня (архисем), составляющих специфику именно этой
структуры» [Лотман 1972: 70]. К разговору о взаимосвязях фонетики и лексики
мы еще вернемся в разделе, посвященном лексическому уровню текста, пока
же обратимся к рассмотрению роли грамматических значений в ХТ.
Морфологический уровень
В анализе морфологического уровня произведения особую важность
имеет рассмотрение соотношения частей речи. «Чтение по частям речи (су-
ществительным, глаголам, прилагательным с наречиями)», считает М.Л. Гас-
паров, может служить «удобным практическим приемом при подходе к анали-
зу семантической композиции», поскольку помогает выделить «в образной
структуре стихотворения три аспекта: (1) предметы и понятия, (2) действия и
состояния, (3) качества и отношенияоценки. Последовательность знамена-
тельных слов (носителей образов и мотивов), сменяющих друг друга при вос-
приятии стихотворения, при таком подходе позволяет реконструировать три
основы лирической композиции: (1) точку зрения, (2) поле зрения, (3) движе-
ние зрения» [Гаспаров 1977: 160-161]. Три момента, отмеченные исследова-
телем, напрямую связаны с пространственной моделью, реализуемой в тек-
сте, а это очень важно, поскольку пространственно-временные отношения в
тексте непосредственно отражают авторскую модель (картину) мира, т. е. со-
вокупность индивидуальных представлений поэта о мире и о степени освоен-
ности этого мира человеком. Приведем в качестве иллюстрации к этому рас-
суждению анализ стихотворения А.А.Фета, предложенный М.Л.Гаспаровым.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Что образы стихотворения (представленные у «Фета безглагольного»
существительными) говорят о направлении взгляда? «Белая равнина» -
взгляд прямо перед собой; «полная луна» - взгляд скользит вверх; «свет не-
бес» - поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, но и простор неба;
«и блестящий снег» - взгляд скользит обратно вниз; «и саней далеких» - фо-
кусировка взгляда на одной точке.
Таким образом, пространство воспринимается так: вышеширениже
уже. Четкий ритм не произволен: слова «равнина», «высоких», «далеких» от-
мечены через строчку рифмой (что подчеркивает их значимость) и задают все
три пространственные измеренияширину, высоту и глубину. Пространство
от этого не дробится, но предстает все более единым и цельным: «равнина» и
«луна» «еще, пожалуй, противопоставлены друг другу; “небеса иснег уже
соединены в общей атмосфере - свете, блеске; и, наконец, последнее, ключе-
вое слово стихотворения, “бег”, сводит и ширь, и высь, и даль к одному зна-
менателю: движению. Неподвижный мир становится движущимся». Более то-
го, «… объективностьна глазах у читателя тонко и постепенно вновь при-
обретает субъективную, эмоциональную окраску»: «равнина», «луна» – перед
читателем картина спокойная и мертвая; «свет небес», «блестящий снег» -
уже не цвет, а свет, живой, переливающийся. Наконец, «одинокий бег» – уже
                                     19

сложные системные оппозиции, которые соединяют лексические единицы в
совершенно невозможные вне данной структуры оппозиционные пары, что
служит основой выделения тех семантических признаков и архиэлементов
семантического уровня (архисем), составляющих специфику именно этой
структуры» [Лотман 1972: 70]. К разговору о взаимосвязях фонетики и лексики
мы еще вернемся в разделе, посвященном лексическому уровню текста, пока
же обратимся к рассмотрению роли грамматических значений в ХТ.
     Морфологический уровень
     В анализе морфологического уровня произведения особую важность
имеет рассмотрение соотношения частей речи. «Чтение по частям речи (су-
ществительным, глаголам, прилагательным с наречиями)», считает М.Л. Гас-
паров, может служить «удобным практическим приемом при подходе к анали-
зу семантической композиции», поскольку помогает выделить «в образной
структуре стихотворения три аспекта: (1) предметы и понятия, (2) действия и
состояния, (3) качества и отношения – оценки. Последовательность знамена-
тельных слов (носителей образов и мотивов), сменяющих друг друга при вос-
приятии стихотворения, при таком подходе позволяет реконструировать три
основы лирической композиции: (1) точку зрения, (2) поле зрения, (3) движе-
ние зрения» [Гаспаров 1977: 160-161]. Три момента, отмеченные исследова-
телем, напрямую связаны с пространственной моделью, реализуемой в тек-
сте, а это очень важно, поскольку пространственно-временные отношения в
тексте непосредственно отражают авторскую модель (картину) мира, т. е. со-
вокупность индивидуальных представлений поэта о мире и о степени освоен-
ности этого мира человеком. Приведем в качестве иллюстрации к этому рас-
суждению анализ стихотворения А.А.Фета, предложенный М.Л.Гаспаровым.
     Чудная картина,                       Свет небес высоких,
     Как ты мне родна:                     И блестящий снег,
     Белая равнина,                        И саней далеких
     Полная луна,                          Одинокий бег.
     Что образы стихотворения (представленные у «Фета безглагольного»
существительными) говорят о направлении взгляда? «Белая равнина» -
взгляд прямо перед собой; «полная луна» - взгляд скользит вверх; «свет не-
бес» - поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, но и простор неба;
«и блестящий снег» - взгляд скользит обратно вниз; «и саней далеких» - фо-
кусировка взгляда на одной точке.
     Таким образом, пространство воспринимается так: выше – шире – ниже –
уже. Четкий ритм не произволен: слова «равнина», «высоких», «далеких» от-
мечены через строчку рифмой (что подчеркивает их значимость) и задают все
три пространственные измерения – ширину, высоту и глубину. Пространство
от этого не дробится, но предстает все более единым и цельным: «равнина» и
«луна» «еще, пожалуй, противопоставлены друг другу; “небеса” и “снег” уже
соединены в общей атмосфере - свете, блеске; и, наконец, последнее, ключе-
вое слово стихотворения, “бег”, сводит и ширь, и высь, и даль к одному зна-
менателю: движению. Неподвижный мир становится движущимся». Более то-
го, «… объективность … на глазах у читателя тонко и постепенно вновь при-
обретает субъективную, эмоциональную окраску»: «равнина», «луна» – перед
читателем картина спокойная и мертвая; «свет небес», «блестящий снег» -
уже не цвет, а свет, живой, переливающийся. Наконец, «одинокий бег» – уже