Лингвистический анализ поэтического текста. Новак М.О. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
«Глубокие звуковые повторы, - пишет исследователь, - составляющие
своеобразную внутреннюю рифму первой и предпоследней строк (ср: Река
времен в своем стремленьиТо вечности жерлом пожрется), выделяют
два ключевых, предельно обобщенных образа текстаобразы времени и
вечностии обнажают внутреннюю форму слов время (от *vertmen «движе-
ние, вращение») и жерло, причем в строке То вечности жерлом пожрется
восстанавливаются и генетические связи исторически родственных и контакт-
ных в строке слов жерло и пожрется. На основе преображенного повтора
ударных гласных сближаются третья и предпоследняя строки: последова-
тельность ударных гласных в них (ооэ // эоо) представляет собой
своеобразную систему отражений, мотивированную содержательно. Соотне-
сенность этих строк в звуковом отношении связывает частные образы пропас-
ти и жерла, обладающие общими смысловыми компонентами» [Николина
2003: 13-14].
Среди явлений поэтического языка, связанных с этимологией, исследо-
ватели отмечают а) этимологическую регенерацию, б) поэтическую этимоло-
гию, в) паронимическую аттракцию. Приведенный выше текст Г.Р.Державина
представляет именно случай этимологической регенерации. Интерес к внут-
ренней форме слова особенно возрастает в русской поэзии начала XX века.
Очень характерен он, например, для идиостиля М.И.Цветаевой. Как показала
Л.В.Зубова, в поэзии Цветаевой регенерация (восстановление) этимологиче-
ских связей осуществляется разными путями: логической мотивировкой внут-
ренней формы словаУлавливать сквозь всю людскую гущу / Твой вздох жи-
вотворящ - / Душой, дыханием твоим живущей, / Как дуновеньемплащ»,
«Мне других дружковне надо»); показом семантической связи слов, восхо-
дящей к тождеству корнейНачинать наугад с конца / И кончать еще до на-
чала»), помещением слов в словообразовательно-этимологическое гнездо
Древа вещая весть! / Лес, вещающий…») и т. д. [см. Зубова 1989: 30-42].
Паронимическая аттракциязвуковое сближение неродственных этимо-
логически слов, влекущее за собой и смысловое сближение. Это явление
особенно характерно для русской поэзии начала и середины XX века [см. Гри-
горьев 1979: 251 след.; Очерки 1990: 167 след.]. В настоящее время разрабо-
тана типология паронимии: вокалические паронимы (консонантное тождество
квазиоснов с закрепленным порядком следования согласных и своеобразные
чередования гласных, ср. «Бабий платок и пилотка солдата» у А.Т.Твар-
довского); метатетические (незакрепленный порядок следования согласных в
«корне», ср. «ворчали овчарки» у Б.Л.Пастернака); эпентетические (включе-
ние внутрь «корня» еще одного согласного звука, ср. «Пощадят ли площади
меня?», также у Пастернака); консонантные (расподобление «основ» при по-
мощи согласных при возможном совпадении состава гласных, ср. «Несли не
хоронитьнесли короновать» у А.А.Вознесенского), а также комбинации пе-
речисленных типов [см. Григорьев 1979: 280-282]. Паронимическая аттракция
явление пограничное: она может быть отнесена и к фонетическому, и к лек-
сическому уровню организации текста. Как отмечает В.П.Григорьев, провести
между паронимией и звуковыми повторами «четкую (а тем более жесткую)
границу нелегко, да и едва ли вообще необходимо и возможно. <…> Тем не
менее еще в 20-е годы было справедливо подчеркнуто принципиальное отли-
чиепоэтической этимологиикакэвфонии, грамматически осмысленной”, от
                                    22

     «Глубокие звуковые повторы, - пишет исследователь, - составляющие
своеобразную внутреннюю рифму первой и предпоследней строк (ср: Река
времен в своем стремленьи – То вечности жерлом пожрется), выделяют
два ключевых, предельно обобщенных образа текста – образы времени и
вечности – и обнажают внутреннюю форму слов время (от *vertmen «движе-
ние, вращение») и жерло, причем в строке То вечности жерлом пожрется
восстанавливаются и генетические связи исторически родственных и контакт-
ных в строке слов жерло и пожрется. На основе преображенного повтора
ударных гласных сближаются третья и предпоследняя строки: последова-
тельность ударных гласных в них (о – о – э // э – о – о) представляет собой
своеобразную систему отражений, мотивированную содержательно. Соотне-
сенность этих строк в звуковом отношении связывает частные образы пропас-
ти и жерла, обладающие общими смысловыми компонентами» [Николина
2003: 13-14].
     Среди явлений поэтического языка, связанных с этимологией, исследо-
ватели отмечают а) этимологическую регенерацию, б) поэтическую этимоло-
гию, в) паронимическую аттракцию. Приведенный выше текст Г.Р.Державина
представляет именно случай этимологической регенерации. Интерес к внут-
ренней форме слова особенно возрастает в русской поэзии начала XX века.
Очень характерен он, например, для идиостиля М.И.Цветаевой. Как показала
Л.В.Зубова, в поэзии Цветаевой регенерация (восстановление) этимологиче-
ских связей осуществляется разными путями: логической мотивировкой внут-
ренней формы слова («Улавливать сквозь всю людскую гущу / Твой вздох жи-
вотворящ - / Душой, дыханием твоим живущей, / Как дуновеньем – плащ»,
«Мне других дружков – не надо»); показом семантической связи слов, восхо-
дящей к тождеству корней («Начинать наугад с конца / И кончать еще до на-
чала»), помещением слов в словообразовательно-этимологическое гнездо
(«Древа вещая весть! / Лес, вещающий…») и т. д. [см. Зубова 1989: 30-42].
     Паронимическая аттракция – звуковое сближение неродственных этимо-
логически слов, влекущее за собой и смысловое сближение. Это явление
особенно характерно для русской поэзии начала и середины XX века [см. Гри-
горьев 1979: 251 след.; Очерки 1990: 167 след.]. В настоящее время разрабо-
тана типология паронимии: вокалические паронимы (консонантное тождество
квазиоснов с закрепленным порядком следования согласных и своеобразные
чередования гласных, ср. «Бабий платок и пилотка солдата» у А.Т.Твар-
довского); метатетические (незакрепленный порядок следования согласных в
«корне», ср. «ворчали овчарки» у Б.Л.Пастернака); эпентетические (включе-
ние внутрь «корня» еще одного согласного звука, ср. «Пощадят ли площади
меня?», также у Пастернака); консонантные (расподобление «основ» при по-
мощи согласных при возможном совпадении состава гласных, ср. «Несли не
хоронить – несли короновать» у А.А.Вознесенского), а также комбинации пе-
речисленных типов [см. Григорьев 1979: 280-282]. Паронимическая аттракция
– явление пограничное: она может быть отнесена и к фонетическому, и к лек-
сическому уровню организации текста. Как отмечает В.П.Григорьев, провести
между паронимией и звуковыми повторами «четкую (а тем более жесткую)
границу нелегко, да и едва ли вообще необходимо и возможно. <…> Тем не
менее еще в 20-е годы было справедливо подчеркнуто принципиальное отли-
чие “поэтической этимологии” как “эвфонии, грамматически осмысленной”, от