Лингвистический анализ поэтического текста. Новак М.О. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
«нелюдимый дым», «сады тошнит» у Пастернака, «ложь смеялась», «нежится
закат» у Ахматовой и т.п. [см. Николаева 2000: 124-125].
Если стихотворение имеет членение на строфы, полезно составить
«микрословари» строф для выявления ключевых слов. Ими, как правило, яв-
ляются повторяющиеся слова, образующие семантические центры, или доми-
нанты, стихотворения. Так, в тютчевском «Накануне годовщины 4 августа
1864 года» можно выделить ключевые слова «я», «ты» (с которым соотносят-
ся обращения «друг мой милый», «ангел мой»), «видеть», «день», «завтра»:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня
Тяжело мне, замирают ноги
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею
Улетел последний отблеск дня
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Такой словарь стихотворения дает основание видеть два семантических
центра – «я» и «ты». Их разлука или возможное свидание составляют тему
произведения, которое, как отмечает Ю.М.Лотман, строится на варьировании
общей схемы отношений между семантическими центрами [см. Лотман 1972:
188 след.].
Лексический повтор вообще очень значим для поэтического текста с его
«теснотой». Он, как правило, не предполагает повторения одного и того же
понятия. Так, у Б. Окуджавы читаем:
Вы слышите: грохочет барабан,
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней, -
при этом «второй стих совсем не означает приглашения попрощаться
дважды. В зависимости от интонации чтения, он может означать: “Солдат, то-
ропись прощаться, взвод уже уходит”, илисолдат, прощайся с ней, прощайся
навсегда, ты ее больше никогда не увидишь”, илисолдат, прощайся с ней, со
своей единственной”. <…> Таким образом, удвоение слова означает не меха-
ническое удвоение понятия, а другое, новое, усложненное его содержание»
[Лотман 1994: 106]. Повтор опорного слова при разных эпитетах (например,
«дар напрасный, дар случайный» Пушкина или «твой очерк страстный, очерк
дымный» Блока) приводит к резкому структурному и семантическому выделе-
нию несовпадающих элементов, ставит их в отношения со- и противопостав-
ления.
Словообразовательный уровень
Существует мнение, что поэтический текст предпочитает употребление
непроизводных слов, «так как производные слова, кроме внутренней тексто-
вой мотивированности, имеют объективную общеязыковую мотивацию произ-
водящими словами» [Николаев 1998: 200]. Однако словообразование, как
морфемное, так и семантическое, играет далеко не последнюю роль в органи-
зации художественного напряжения.
                                    25

«нелюдимый дым», «сады тошнит» у Пастернака, «ложь смеялась», «нежится
закат» у Ахматовой и т.п. [см. Николаева 2000: 124-125].
     Если стихотворение имеет членение на строфы, полезно составить
«микрословари» строф для выявления ключевых слов. Ими, как правило, яв-
ляются повторяющиеся слова, образующие семантические центры, или доми-
нанты, стихотворения. Так, в тютчевском «Накануне годовщины 4 августа
1864 года» можно выделить ключевые слова «я», «ты» (с которым соотносят-
ся обращения «друг мой милый», «ангел мой»), «видеть», «день», «завтра»:
     Вот бреду я вдоль большой дороги
     В тихом свете гаснущего дня…
     Тяжело мне, замирают ноги…
     Друг мой милый, видишь ли меня?
        Все темней, темнее над землею –
        Улетел последний отблеск дня…
        Вот тот мир, где жили мы с тобою,
        Ангел мой, ты видишь ли меня?
     Завтра день молитвы и печали,
     Завтра память рокового дня…
     Ангел мой, где б души ни витали,
     Ангел мой, ты видишь ли меня?
     Такой словарь стихотворения дает основание видеть два семантических
центра – «я» и «ты». Их разлука или возможное свидание составляют тему
произведения, которое, как отмечает Ю.М.Лотман, строится на варьировании
общей схемы отношений между семантическими центрами [см. Лотман 1972:
188 след.].
     Лексический повтор вообще очень значим для поэтического текста с его
«теснотой». Он, как правило, не предполагает повторения одного и того же
понятия. Так, у Б. Окуджавы читаем:
     Вы слышите: грохочет барабан,
     Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней, -
     при этом «второй стих совсем не означает приглашения попрощаться
дважды. В зависимости от интонации чтения, он может означать: “Солдат, то-
ропись прощаться, взвод уже уходит”, или “солдат, прощайся с ней, прощайся
навсегда, ты ее больше никогда не увидишь”, или “солдат, прощайся с ней, со
своей единственной”. <…> Таким образом, удвоение слова означает не меха-
ническое удвоение понятия, а другое, новое, усложненное его содержание»
[Лотман 1994: 106]. Повтор опорного слова при разных эпитетах (например,
«дар напрасный, дар случайный» Пушкина или «твой очерк страстный, очерк
дымный» Блока) приводит к резкому структурному и семантическому выделе-
нию несовпадающих элементов, ставит их в отношения со- и противопостав-
ления.
    Словообразовательный уровень
    Существует мнение, что поэтический текст предпочитает употребление
непроизводных слов, «так как производные слова, кроме внутренней тексто-
вой мотивированности, имеют объективную общеязыковую мотивацию произ-
водящими словами» [Николаев 1998: 200]. Однако словообразование, как
морфемное, так и семантическое, играет далеко не последнюю роль в органи-
зации художественного напряжения.